ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты. (В. М. Бехтерев)
Во все времена на педагогов возлагалась ответственная миссия - воспитать цельную и гармоничную личность, способную успешно социализироваться в современных условиях жизни, быть патриотом своей Родины. Неслучайно эпиграфом к своей статье я выбрала цитату известного русского психиатра Владимира Михайловича Бехтерева, который считал, что неотъемлемой частью воспитания человека является привитие ему идеалов добра, красоты и истины. Особенно важен данный подход в воспитании студентов педагогических специальностей. Именно они продолжат дело своих преподавателей и станут достойными представителями своей профессии.
Студент XXI века подвержен влиянию различных факторов. С одной стороны, демократическое общество развивает в нем идеалы гражданственности и патриотизма. С другой стороны, ни один молодой человек не застрахован от влияния внешних негативных факторов, которые, к сожалению, также являются частью современного мира. Задача педагога и, в частности, классного руководителя заключается в создании дружной и творческой атмосферы в коллективе и развитии в каждом обучающемся его способностей и талантов.
Деятельность классного руководителя в системе среднего профессионального образования должна быть целенаправленной, системной и строиться на основе программы работы всего колледжа. Воспитательную работу классный руководитель проводит в тесном контакте с администрацией учебного учреждения и преподавателями дисциплин. Только в таких условиях педагоги могут осуществить личностно-ориентированный подход с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом колледжа.
Главная цель воспитания, которая стоит перед педагогами БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» - это формирование молодого специалиста, творчески мыслящего, обладающего широким кругозором, проявляющего свою гражданскую позицию, нравственно и профессионально подготовленного к работе по своей специальности. Как классный руководитель я придерживаюсь следующих основных направлений:
- изучение медицинских и психологических данных студентов группы;
- организация, проведение классных часов, вечеров, родительских собраний;
- организация работы с родителями: систематическое информирование об успеваемости, поведении студентов.
- анализ и оценка результатов воспитания в виде наблюдений, позволяющих судить о результатах деятельности и ставить новые задачи.
Важным моментом в начальной стадии воспитания студента среднего профессионального образования является оказание ему помощи в процессе адаптации к новым условиям жизни. Большинство студентов - жители других городов, которые частично порвали связь со своей семьей и с привычным укладом жизни. Молодой человек 15-16 лет оказывается в непривычных ситуациях, при этом зачастую не имеет достаточных навыков самообслуживания, самоконтроля и организации досуга. На данном этапе воспитания важной задачей классного руководителя становится социализация ребенка в процессе обучения и формирование у него правильной жизненной позиции, основанной на принципах самостоятельности и ответственности за свои поступки.
Большое влияние на воспитание студентов оказывает сама атмосфера в учебной группе, которая должна быть сплоченной и дружной. И здесь также большая роль отводится классному руководителю. Поэтому на протяжении всего периода обучения идет работа по формированию и сплочению коллектива. Взаимоотношения внутри группы влияют на успеваемость, моральное и психологическое состояние обучающихся. Знакомство может происходить уже во время беседы: классный руководитель задает вопросы и вызывает к ответу студентов. Используются также различные игры на сплочение команды, которые помогают студентам запомнить друг друга и частично проявить себя. Такие методики позволяют внимательно наблюдать за поведением группы и ставить цели воспитания.
Важным этапом в процессе воспитания будущего педагога является степень его вовлечения в активную студенческую работу. Для этого коллектив колледжа и классный руководитель привлекают молодежь к участию в организации и проведении тематических классных часов, общеколледжных тематических мероприятиях, спортивно-массовых мероприятиях, днях здоровья, культурно-массовых мероприятиях, волонтерском движении, патриотической деятельности и т.д.
Активизация работы по вовлечению студентов в деятельность органов студенческого самоуправления является не менее важной задачей классного руководителя. Участие студентов в общественно-полезной деятельности позволяет им сфор¬мировать осознанное отношение к происходящим общественно-политическим процессам, экологическим, патриотическим и духовно-нравственным вопросам.
Особое внимание классному руководителю необходимо уделять культурному воспитанию молодого поколения. Главной стратегией в этом направлении воспитательной работы является формирование здорового образа жизни и отказ от вредных привычек. Здесь важное место занимают разъяснительные беседы о культуре поведения, о пользе активного образа жизни и спортивной деятельности, о вреде алкоголя и курения. Главное для педагога - это понимание, кто находится под воздействием негативного влияния, корректно выяснить причины и оказать студенту действенную помощь.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. Чтобы заинтересовать обучающихся и показать им важность проведения классных часов, необходимо подходить к выбору форм творчески. Большое внимание я уделяю классным часам, тематика которых связана с православным и духовно-нравственным воспитанием. Так, при подготовке мероприятия «Святыни русской земли» я старалась представить культуру, традиции и обычаи России во всем их многообразии и неповторимости и таким образом сформировать любовь к родной земле, уважительное отношение к своему Отечеству. Немаловажное значение имеют классные часы профессиональной направленности. Пробуждение интереса к профессии, занятия теоретического и методического обучения составляют одну из важнейших предпосылок профессионального воспитания студентов. В процессе совместной практической деятельности между студентами формируется ответственность за порученное дело, раскрываются способности каждого.
Еще один важный момент в деятельности классного руководителя - это работа с родителями, где обязательным условием являются деловые и в то же время доверительные отношения с ними, педагогический такт, выдержка. Я говорю родителям об успехах их детей, информирую о трудностях и неудачах, стараюсь выяснить причины и мотивы ослабления в учёбе, совместно разрабатываю методы педагогической помощи. В ходе родительских собраний я стараюсь давать практические советы о том, как учитывать особенности возраста ребенка в процессе семейного воспитания, а также как защитить подростка от негативного влияния внешней среды.
Классный руководитель на протяжении всех лет обучения стремится приучить студентов к трудолюбию и организованности. Для этого необходимо грамотно и умело организовать общественно-полезную нагрузку. Трудовое воспитание студентов Мезенского педагогического колледжа идет через бережное и чуткое отношение к окружающей природе, месту своего обучения и проживания. Классный руководитель должен хорошо знать своих студентов, понимать их, учитывать индивидуальные особенности и направленность интересов.
Хорошее знание поведения и мировоззрения студентов помогает выявить и корректировать недостатки в воспитательном процессе. Необходим постоянный мониторинг результатов работы классного руководителя, а также мониторинг развития личности студента и коллектива.
Но самым важным и главным моментом в воспитании молодого поколения является наглядный пример, который демонстрирует сам педагог в процессе своей деятельности. Классный руководитель должен обладать такими важными качествами как профессионализм, тактичность, самообладание, отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешняя опрятность.
Таким образом, воспитательная деятельность классного руководителя - это целая система накопленного опыта всего человечества и личного опыта каждого педагога. Будущее нашей страны напрямую зависит от образовательной и воспитательной работы учителей. Наши воспитанники - это наше отражение, поэтому основная задача педагога - неустанная работа и неустанное саморазвитие, а также неугасимая любовь к людям и к своей профессии. Список литературы:
1. Бехтерев В.М. и современная психология: Тезисы международной научно-практической конференции. Казань, 2003.
2. Петлякова Э.Н. Инновационные родительские собрания. М.: Феникс, 2012. 256 с.
Автор: Посохина Ольга Витальевна, преподаватель, педагог дополнительного образования, БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж», г. Орел, Орловская область

Категория: Интересное в воспитании | Добавил: konechnoya (13.02.2022)
Просмотров: 96 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar