Должностной список функций классного руководителя достаточно обширен [1]: это и контроль за успеваемостью, и взаимодействие с родителями, и индивидуальная работа с учащимися, и выполнение множества бюрократических функций, и формирование классного коллектива и множество другого. Все эти функции направлены на достижение главной цели — развитие и социализация учащихся, а если говорить по старинке — воспитание. Если обратиться к этимологическому словарю [2], то становится понятно, что воспитание происходит от усиления слова «питание», то есть фактически «воспитание» ни больше и не меньше, чем создание «питательной среды» для прорастания лучших качеств человека. Рассматривая воспитание в указанном контексте можно утверждать, что основным двигателем развития и социализации человека становится та среда, в которой он растёт. Именно среда формирует нравственные установки, определяет этику, способы и методы действия, в том числе и общения ребят друг с другом и окружающим миром. Очень часто в доподростковый и подростковый период поведение учащегося определяется вовсе не его осознанным отношением к окружающей действительности, а нормы его локального социума — «у нас так принято». Это совершенно не означает, что не следует работать над осознанностью, а лишь то, что привычки и реакция окружающих сильнее влияют на формирование мотивов, чем осознанность. (Осознанность — инструмент выработки норм и привычек.) Таким образом на первый план среди всех задач классного руководителя выходит именно задача формирования развивающей среды. Именно грамотно выстроенная среда станет локомотивом решения и всех остальных задач классного руководителя: создаст доверительные отношения между взрослым и детьми, определит нормы «что такое хорошо, а что такое плохо», поможет в выстраивании отношений с семьями, создаст психологически здоровую атмосферу в классе и даже повлияет на успеваемость отдельных учащихся. Есть множество подходов к тому, как формировать среду: это и наличие в среде социально-значимых для учащихся образцов, и создание психологически-безопасной атмосферы, и обеспечение базовых психологических потребностей учащихся (в общении, в самореализации). Условно, все эти подходы можно разделить на пассивные, когда учащийся является потребителем (ездит на экскурсии, в театры и музеи, встречается с интересными людьми, обсуждает животрепещущие вопросы со сверстниками и взрослыми) и активные, когда учащийся является созидателем (помогает одноклассникам с учёбой, готовит концерт ко Дню учителя, проводит игры на переменах для начальной школы и так далее). Древняя китайская пословица гласит: «Услышал – забыл. Увидел – запомнил. Сделал – понял». Именно она является квинтэссенцией всё более популярного в последнее время практико-ориентированного подхода к обучению [3], когда достижение академических успехов осуществляется не через трансляцию теории, выполнение учебных, а лишь затем реальных задач, а освоение теории путём осмысления своей практической деятельности. Практико-ориентированный подход уже показал свою эффективность [3] и взят на вооружение многими образовательными учреждениями нашей страны. Этот подход можно обобщить и для решения задач классного руководителя, в частности для создания воспитательной среды в классе, а через сообщество классных руководителей и педагогов-организаторов и в школе. К основным характеристикам этой среды можно отнести следующие:
Таким образом можно вести речь о создании деятельностной групповой социально-ориентированной среды. Безусловно, такая среда создаётся постепенно и требует неординарных усилий классного руководителя. Удачными методиками начального периода формирования такой среды являются «Чередование творческих поручений» и «Советы дел» Игоря Петровича Иванова [4]: класс разбивается на группы и каждая группа в определённый период выполняет одно из предварительно определённых (на общем собрании класса) поручений, например, выпуск фото-газеты, подготовка номера к ближайшему концерту, ухаживание за цветами в классном помещении и так далее; а для тех событий, которые не являются периодическими, собираются из желающих советы дел — группы учащихся по разработке и реализации чего-то нового, например, подготовка подарков учителям ко дню Учителя, акции по помощи приюту для бездомных собак, конкурса в Minecraft «Проект школы будущего» и так далее (список таких дел ограничивается исключительно фантазией ребят). Как правило, в этот период (5–6 класс) большинство дел ограничивается рамками класса с редкими исключениями, связанными с крупными общешкольными делами. При грамотной организации, основными итогами этого периода становятся: развитие коммуникационных навыков и навыков групповой работы, полноценное знакомство ребят с друг другом, привычка что-либо делать во внеурочной жизни класса. На следующем этапе психологическая потребность в самореализации приводит к уменьшении внутриклассных дел, направленных на учеников класса и их ближайшее окружение и увеличение количества «дел во вне». Здесь уже можно отказаться от системы «Чередование творческих поручений», так как уже сформирована потребность в деятельности и внешней подсказки ля инициации дела уже не требуется. В 7–8 классе растёт количество советов дел и дела, которым занимаются эти советы начинают активно выходить на других социальных адресатов. Как правило такими адресатами становятся ребята помладше: начальная школа и 5–6-классники. Так как содержание дел зависит от тех, кто это дело придумывает, то каждый в классе находит то, что ему более интересно: кто-то идёт играть в игры на перемене с начальной школой, кто-то организует спортивные соревнования, кто-то ставит с ребятами помладше сценки к капустникам и концертам, кто-то разрабатывает и проводит ролевую игру. Таким образом, несмотря на групповой (а на этом этапе уже и коллективный) характер деятельности, каждый реализует свой собственный набор творческих (созидательных) потребностей. В начале этого периода несмотря на желание ребята несколько опасаются выходить со своими инициативами за пределы класса, но буквально после первого-второго дела этот страх пропадает и желание что-либо создавать для других возрастает. Итогами этого периода являются переход коммуникационных навыков на новый уровень (выход за рамки привычной группы), совершенствование организационных и лидерских качеств, а самое главное, формирование социальной активности и потребности в этой активности. На следующем этапе (в 9 классе и старшей школе) ребят уже невозможно удержать в рамках класса. Да это и не нужно! Они начинают искать себе соратников не только в своём классе и своей параллели, но и среди ребят старше и младше: привлекают 7–8-классников для помощи в реализации своих проектов, вступают в инициированные старшими советы дел, собирают разновозрастные команды для реализации своих задумок. Вся школа и ближайшее околошкольное пространство становится их полем деятельности. В результате ребята становится неравнодушными, активными, творческими, умеющими оказывать и принимать помощь, ответственными, общительными, у них развивается широкий спектр надпредметных в том числе и социальных навыков; обобщая, можно сказать, что ребята становятся воспитанными, что и является главной целью классного руководителя. Библиография
Информация с сайта https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-11381 | |
| |
Просмотров: 102 | |
Всего комментариев: 0 | |