Формирование милосердия как ценности современного воспитания

Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире.

(Зигфрид Ленц)

Одним из приоритетов современного воспитания и образования является формирование у детей чувства милосердия, доброты и гуманного отношения ко всему живому. Особенно это актуально в нынешнее неспокойное время, когда остро ощущается дефицит милосердия, взаимопонимания между людьми, а материальные ценности, к сожалению, стали преобладать над духовными.

Большинство родителей поставлено в экстремальные условия выживания: основные их силы направлены на зарабатывание денег. Зачастую это происходит в ущерб их психическому здоровью и моральному удовлетворению, что является причиной нарастающей агрессии и равнодушия не только к окружающему миру, но и к собственным детям.

Это становится проблемой не только родителей с уже устоявшимся мнением, но и детей, которым только предстоит сделать выбор и научиться жить в обществе. Ведь, приобретая жизненные ориентиры, постепенно осваивая окружающую действительность и изучая самого себя, ребёнок взаимодействует со взрослыми. Вот почему наша задача, задача взрослых, - не только помочь детям разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо», помочь приобрести правильные жизненные ориентиры, но и воспитать их прежде всего добрыми, отзывчивыми людьми, способными к проявлению милосердия и сострадания. Именно над этой проблемой я решила работать с детьми как классный руководитель в повседневной жизни ребят и как учитель русского языка и литературы.

Так что же такое милосердие и сострадание? Как воспитывать милосердие в детях? И нужно ли воспитывать современных детей милосердными? Нуждается ли современное общество в милосердии?

Милосердие считают самым древним человеческим чувством. Человек стал человеком не тогда, когда научился убивать, а тогда, когда впервые испытал добрые чувства не только по отношению к своему, но и к чужому: из чужой семьи, из чужого племени, - когда он пожалел человека только за то, что он человек и может чувствовать боль, как и, впрочем, всё живое. Всё живое болит, всё живое чувствует боль. Вот почему необходимо постоянно, как бы исподволь, внушать ребёнку эту мысль.

Вопрос в том, как научить ребёнка чувствовать чужую боль. Как научить его сопереживать? Как научить сострадать? Зачастую в последнее время можно услышать от родителей мнение, что не стоит воспитывать детей способными к состраданию, потому что в жизни им будет трудно: придётся растрачивать своё нравственное здоровье, сочувствуя другим. Но опыт показывает, что добрым и милосердным людям легче жить, потому что к ним тянутся, их любят. А злоба сжигает сердце, делает его чёрствым, бездушным. Бытует мнение, что злобный человек чаще болеет и раньше умирает. Вот почему я твердо убеждена в том, что такие качества, как: милосердие, любовь к ближнему, доброта, сострадание - должны лечь в основу души ребенка и постоянно развиваться. Наиболее, по моему мнению, этому способствуют такие методические приёмы, как: наблюдение; визуализация; драматизация; ритмические паузы; сюжетно-ролевые и творческие игры [4, с. 35].

Формируя представления детей о милосердном отношении человека к человеку, необходимо создавать условия для развития наблюдательности у детей. Так, например, детям предлагается пронаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, что человека радует, что огорчает, какие обиды может нанести один человек другому и т.д. Приём визуализации позволяет научить детей тонко ощущать изменения окружающего мира. Например, по просьбе учителя ребята, закрыв глаза, представляют себя маленьким беззащитными муравьишками, затем пытаются поделиться своими ощущениями. Такое задание обязательно будет способствовать восприятию детьми того, что всё живое нуждается в защите, а значит, и люди тоже требуют тепла, сочувствия, любви и взаимопонимания.

Приём драматизации тренирует детей в умении «вчувствоваться» в окружающих людей и животных, войти в их положение и острее отреагировать на поведение. Ведь не секрет, что каждому ребёнку присуще стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Можно, например, предложить ребятам написать сочинение на тему «Однажды я превратился в ... (полевого мышонка, которого пытается поймать группа ребят, или ярко-красную розу, которую все люди хотят сорвать и т.д.)».

Ритмические паузы - специальные упражнения на овладение внешним проявлением эмоций в движениях. Включение в урок ритмических пауз, созвучных душевным настроениям героев произведений, способствует развитию внимания к переживаниям окружающих, а благодаря музыке и пластике развивается воображение.

Подбор игрового материала и ролей для каждого ребёнка помогает детям пережить эмоции, связанные с осознанием сопереживания и деятельного сострадания. На уроках русского языка, например, можно предложить учащимся помочь принцессе Морфологии отыскать её верных друзей, гостивших у Членов предложения, а по дороге домой заблудившихся в дремучем лесу. Такая сюжетно-ролевая игра, направленная на расширение представлений детей о милосердном отношении к окружающим, настраивает на оказание помощи принцессе и её друзьям. Здесь особое внимание уделяется искренней, доброжелательной поддержке своих товарищей. Чтобы спасти Части речи, принцессе нужно будет найти себе помощников, которыми могут стать жители леса. А для этого необходимо сказать лесным обитателям что-нибудь хорошее, приятное. Таким образом, дети учатся в нужную минуту находить добрые, сердечные слова.

Непременным условием формирования милосердия у детей является овладение ими системой обобщенных понятий, характеризующих многообразие душевного состояния человека, разновидности положительного и отрицательного отношения людей друг к другу. С овладением такими понятиями усиливается эмоциональная восприимчивость, развиваются оценочные умения. Этот процесс долог и требует периодических упражнений. Вот почему в содержание учебного материала необходимо включать задания, способствующие активному усвоению детьми таких нравственных понятий, как: доброта, гуманность, сочувствие, забота, сердечность, отзывчивость и т.д.

В процессе воспитания и обучения одним из источников, несущих милосердие в сердце ребёнка, по моему мнению, является книга. Задушевные песни и былины, удивительные сказки и рассказы, повести и романы русских и зарубежных писателей учат нас прежде всего доброте, милосердию и состраданию.

Проявлять милосердие - значит уметь вовремя прийти на помощь, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Но не каждый способен прочувствовать чужое горе как собственное, пожертвовать чем-либо для других, а без этого не может быть ни милосердия, ни сострадания. Быть милосердным - значит быть добрым ко всему живому. Добрые люди притягивают к себе, отдавая частичку своего сердца окружающим. Всё это мы понимаем благодаря великим писателям и их замечательным произведениям.

Так, читая рассказ А. Платонова «Юшка», ребята невольно удивляются тому, как Юшке удавалось сохранить любовь, доброту к людям и миру, которые, в свою очередь, были очень жестоки по отношению к нему! Но потом, в ходе беседы, постепенно приходят к выводу, что Юшка - действительно добрый человек, который любит всё живое вокруг. Дети начинают понимать, почему людям стало так плохо без Юшки. 

Человек должен быть добрым и уметь сопереживать. Вот и героиня сказки- были «Неизвестный цветок» Даша, почувствовав страдания цветка, поражающего своим стремлением к жизни, огромным желанием пробиться сквозь каменные заграждения к свету, солнцу, теплу, вместе с друзьями приходит ему на помощь, переживая его горе как своё личное.

Думается, чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря не должны оставаться без внимания и сочувствия со стороны окружающих. Вот на что должно быть направлено милосердие, вот чего так мало в нашем мире. Милосердие - это и чувство, и поступок. Каждый человек и всё живое, что его окружает, нуждается в милосердии. Чувство это проявляется сердцем. Желание сделать что-то доброе и хорошее сначала тихо зарождается в сердце, а затем, окрепнув в своей уверенности, переходит в действенное и творческое милосердие, вдумчивую заботу о живом. Но над этим надо работать, работать неустанно, потому что, как сказал поэт А. Дементьев:

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны.

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании...

Наши души - как топоры...

Слишком многих мы словом ранили,

Позабыв, что слова остры.

Вот почему формирование милосердия - это одна из главных ценностей со¬временного воспитания и образования.

Хочется верить, что подрастающее поколение будет учиться сочувствию, милосердию и состраданию.

Список литературы:

1. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М., 1983.

2. Дементьев А.Д. Лирика. М.: Эксмо, 2003.

3. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 7 класс: Методическое пособие / К учебнику-хрестоматии «Литература. 7 класс»: Учеб.-хрестоматия для общеобр. учрежд. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. М.: Просвещение, 2002. М.: Издательство «Экзамен», 2003.

4. Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей // Начальная школа. 1999. №5.

Автор статьи:

Варанкина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, МОУ «Сретенская основная общеобразовательная школа №2», г. Сретенск, Забайкальский край

Категория: Интересное в воспитании | Добавил: konechnoya (08.06.2022)
Просмотров: 239 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar