КАКИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ЭФФЕКТИВНЫ?

Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями. Эту истину знают все классные руководители. Работа с родителями всегда считалась одной из самых сложных. Первого сентября классный руководитель проводит первый классный час, и с этого времени он и родители учеников - единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании учащихся.
В последнее время в условиях развития демократии в школьной жизни существенно изменился характер взаимоотношений и с учеником, и с его семьей. Сегодня классный руководитель, общаясь с родителями, может рассчитывать только на ту информацию, которую ему готовы доверить родители, поскольку вмешательство в чужую жизнь, а тем более использование частной информации во вред семье и ребенку совершенно недопустимы.
Школа и семья ответственны за обучение и воспитание детей, поэтому они должны находиться в тесном взаимодействии. Пока основной формой взаимодействия семьи и школы остаются родительские собрания.
Почему родители не любят ходить на родительские собрания? Потому что методика проведения практически всегда одинакова, большинство родителей, как правило, не получают положительных эмоций, да еще и трата свободного времени, которого у современных родителей, не так много.
Обязаны ли родители ходить на родительские собрания? Согласно Федеральному Закону «Об Образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.44) родители имеют право: знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости ребенка; получать информацию обо всех видах планируемых обследований обучающегося и давать согласие на проведение такого обследования; принимать участие в управлении организацией. Вместе с тем, Закон не регламентирует посещение родительских собраний, как обязанность родителей. Поэтому законодательством не предусмотрена административная ответственность за то, что родители не посещают родительское собрание в школе. Но, в методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях сказано: «Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность» [3, с.7].
Что же делать? Каждое родительское собрание требует от классного руководи¬теля тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей [2, с.70]. Значит, сегодня родительское собрание должно быть нетрадиционным и эффективным во всех смыслах мероприятием. Можно рассмотреть всего два примера из работы с родителями учащихся моего класса: Пример первый. Так как большинство родителей имеет доступ в интернет, значительный объем информации об успехах и неудачах своих детей родители могут получить посредством сети Интернет, мы создали группу в социальной сети, где всем родителям можно получить ответы на общие вопросы, связанные с образованием. Все вопросы, обсуждаются в онлайн-режиме. Такие встречи проводятся обычно раз в месяц или по необходимости. В этом случае, родителям школьников не нужно ходить на собрания. И эта форма классного интернет-собрания позволяет решать вопрос с посещением и информированием родителей.
Пример второй. Как правило, родители хорошо посещают мероприятия, где происходит встреча «лицом к лицу», когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения. Поэтому мы решили объединить каждое родительское собрание с мероприятием, что повысило интерес и явку родителей на собрания и мероприятия одновременно. Примерами таких совместных собраний-мероприятий стали:
- Родительское собрание «Особенности подросткового возраста» и школьная ярмарка, где дети проявили себя на глазах родителей
- Родительское собрание «Семейные ценности в современном обществе» и Чемпионат по чтению вслух, где был закрытый выбор отрывков из книг для чтения вслух всем присутствующим (дети и родители видели только номинации «Проза» и «Стихотворение» и выбирали в зависимости от своих предпочтений)
- Родительское собрание на тему: «Интернет? Интернет!» и Брейн-ринг между командами родителей и ребят, где были вопросы по теме использования сети Ин¬тернет в обучении и повседневной жизни.
- Родительское собрание «Итоги учебного года» и поздравление-награждение учащихся - мероприятие «Парад звезд», где каждый ребенок из класса получает грамоту в номинации из утвержденных вместе с детьми заранее и которую выбрало большинство учеников тайным голосованием для него.
Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе дает осознание детьми прожитых школьных лет как события.
Перед нами, классными руководителями, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями, помочь им в желании стать хорошими родителями, создание условий для нормальной жизни ребенка - комфортной, радостной и счастливой. От нас, классных руководителей, родителям нужна поддержка, помощь, а иногда, просто добрый совет. Таким образом, все формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей и участия в нем родителей. И если мы найдём ключик к каждой семье и детской душе - то несомненно по¬дарим частичку своего сердца и воспитательный процесс обязательно будет иметь положительный результат!
Список литературы:
1. Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 2. М.: Творческий центр, 2005.
2. О Методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях: письмо Министерства образования РФ от 21 июня 2001 года №480/30-16.
3. Сергеева В.П. Рабочая тетрадь классного руководителя. М.: Педагогическое общество России, 2003.
Автор статьи: Варич Нина Валерьевна, классный руководитель, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №42 пгт Шерловая Гора», Забайкальский край.

Категория: Интересное в воспитании | Добавил: konechnoya (13.01.2024)
Просмотров: 16 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar