Классный руководитель глазами старшеклассников

В современной школе ключевой фигурой, реализующей воспитательные функции, является классный руководитель. Он - связующее звено между обучающимися и педагогами, педагогами и родителями, между детьми и обществом. Поэтому к данному специалисту, воспитывающему образованных, нравственных, предприимчивых людей, предъявляются особые, повышенные требования [3]. Также многое в процессе воспитания зависит от того, какой стиль применяет педагог.

Отметим, что стиль педагогической деятельности - это интегративная характеристика, отражающая особенности управления, общения, поведения классного руководителя.

Он зависит от различных факторов, таких как: а) психологические особенности личности; б) особенности поведения; в) особенности деятельности; г) особенности обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

Традиционно выделяют три стиля педагогического руководства: авторитарный; либеральный; демократический [2]. При первом стиле руководства между педагогом и обучающимися складывается формальная система отношений, которая имеет сугубо официальный характер. Актив обучающихся у авторитарного классного руководителя пассивен, безынициативен. Руководство осуществляется активом проявляются в дистанционном формате. Второй стиль руководства педагога приводит к не-организованности, нечеткости, к беспорядку. Классный руководитель допускает поблажки, что может приводить к панибратству между детьми и педагогом [1]. Третий стиль руководства характеризуется тем, что обучающийся рассматривается педагогом как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний [5].

Необходимо отметить, что в работе образовательного учреждения очень важным является обратная связь: администрация - педагог - обучающийся. Иногда, данные, полученные путем обратной связи, полностью меняют представление о ситуации, помогая «включить» рефлексивный анализ, скорректировать поведение [5].

Выделяют следующие формы проявления готовности классного руководителя к принятию воздействий на него обучающихся:

1) внесение изменений в свое поведение под влиянием коллектива старшеклассников;

2) отношение к старшеклассникам как к взрослым людям, которые способны оценить личность и поведение педагога; 

3) постоянное взаимообогащение в процессе общения со старшеклассниками;

4) удовлетворенность классного руководителя своими отношениями с классом [4].

Проведенная нами методика «Наш педагог» [5] дает возможность классным руководителям посмотреть на себя со стороны, глазами старшеклассников, выявить факторы стиля педагогического руководства, а также характер методов воздействия. Методики позволяют судить о степени овладения педагогами умениями открытого личностного общения, методами сотрудничающего руководства.

Отметим, что данное исследование вызвало огромный интерес, как у педагогического коллектива, так и у обучающихся. Хотя в практике работы образовательных учреждений очень часто встречается ситуация, когда педагоги обижаются, если пси¬холог проводит обследование со студентами по вопросам взаимоотношений «педагог - обучающийся». Часто это вызывает негодование у учителей, но мы считаем, что если педагог учится у своих учеников, если способен к саморазвитию, рефлексии, то иногда полученная обратная связь является весьма полезной.

В нашем исследовании приняли участие обучающиеся 10-11 классов (200 че¬ловек) средних общеобразовательных школ г. Орска. Заметим, для достоверности результатов диагностика среди обучающихся проводилась анонимно. После проведения методики нами были получены следующие результаты.

По фактору «Умение устанавливать отношения сотрудничества, взаимопонимания» анонимный опрос юношей и девушек показал, что у 52% классных руководителей высокий уровень по данному показателю. 40% педагогов обладают средним уровнем, а 8% учителей, по мнению опрошенных старшеклассников, не умеют устанавливать отношения взаимопонимания и сотрудничества с детьми.

Фактор «Способность к эмпатии». Опрошенные нами юноши и девушки отметили, что у 36% классных руководителей высокий уровень способностей к эмоциональному сопереживанию, проявлению чуткости, личностному, неформальному общению с учащимися. У 64% - это средний уровень, а педагогов с низким уровнем по данному фактору не выявлено.

Фактор «Характер методов воздействия». По мнению старшеклассников, у 24% педагогов либеральный характер методов педагогического воздействия. Им свойственен уход от принятия решений, передача инициативы детям, коллегам. Организация и контроль деятельности обучающихся осуществляется без системы, проявляется нерешительность, колебания.

У 47% педагогов, по мнению опрашиваемых, демократический стиль воздействия, здесь школьник рассматривается как равноправный партнер в общении, кол¬лега в совместном поиске знаний. Педагог привлекает юношей и девушек к принятию решений, учитывает их мнение, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества старшеклассников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.

Что касается авторитарного стиля воздействия, то юноши и девушки отметили его у 29% педагогов. Здесь обучающийся рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Классный руководитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений юношей и девушек, не обосновывает свои действия перед обучающимися. Главными методами воздействия такого педагога являются приказ, поучение.

На наш взгляд, оптимальным является умение проявлять как демократический, так и авторитарный стили руководства. Однако во внеурочное время преобладающим должен стать демократический стиль.

Список литературы:

1. Ефименко Т.С. Стиль руководства и его педагогическая эффективность в деятельности классного руководителя // В сб.: VI Машеровские чтения: Материалы международной  научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Витебский государственный университет имени П.М. Машерова. 2012. С. 295-296.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.

3. Николаев И.Г., Шилков Д.А. Оценка современного состояния социального и профессионального статуса классного руководителя // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. №3. С. 183-192.

4. Петрушихина Е.Б. Социально-психологические особенности взаимодействия классного руководителя с учащимися // Психологическая наука и образование. 2013. №2. С. 34-47.

5. Соловцова Е.Е. Оценка педагогического коллектива профшколы. М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2004. 47 с.

Автор статьи: Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, Оренбургская область.

Информация с сайта: http://www.eduportal44.ru/koiro/SitePages/КР_2020.aspx

Категория: Интересное в воспитании | Добавил: konechnoya (20.11.2021)
Просмотров: 128 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar