Процесс модернизации отечественного образования предъявляет новые требования к работе классного руководителя, которая в современных условиях из дополнительной функции превращается в отдельную, самоценную деятельность. И это не случайно, ведь именно классный руководитель ежедневно взаимодействует с учениками, организуя интересно и с пользой их деятельность в учебном заведении; помогает разрешать проблемы в школьном коллективе; контактирует с семьями учащихся. Это актуализирует задачу изучения деятельности классного руководителя не только с позиций теоретического осмысления нормативной, функциональной, содержательной основ, но и обобщения эмпирических данных о ее составляющих.
Исходя из этого, целью нашего исследования явилось изучение профессиональной деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении. Следует отметить, что в педагогической литературе имеются данные о подобных исследованиях. Особенно показательны, на наш взгляд, в этом отношении работы Л.Я. Рубиной [5] и Центра социологических исследований [7]. В них представлен комплексный анализ деятельности классных руководителей осуществляемой в период 90-х гг. XX в. и первые годы XXI в. Наше исследование не является та¬ким масштабным по выборке участников, однако его результаты соотносятся с данными указанных авторов, что позволяет говорить о надежности.
Наше исследование имеет два среза данных.
Первый сбор данных был произведен в 2011-2012 учебном году. Тогда в исследовании приняли участие 70 учителей (городских школ (40 человек), сельских школ (30 человек)), являющимися классными руководителями. Средний стаж работы в должности классного руководителя составил 18,5 лет. Результаты данного исследования представлены в ранее опубликованной работе [2].
Второй сбор данных был произведен в 2018-2019 учебном году. И в этом случае мы опросили такое же количество педагогов - 70 человек (40 из городских школ, 30 из сельских). Средний стаж работы в должности классного руководителя составил 14,5 лет.
Важно отметить, что из одного образовательного учреждения мы брали не более двух педагогов. Сделано это было с целью расширения географии участников опроса. В обоих исследовании приняли участие педагоги не только из школ Уссурийского городского округа, но и практически со всех территорий Приморского края. Большую помощь в сборе информации оказала Школа педагоги Дальневосточного федерального университета посредством программ повышения квалификации.
В исследованиях педагогам была предложена анкета. Она включала в себя 15 вопросов разного характера и содержания. При анализе результатов мы ориентировались на существующие работы по теории и методике классного руководства [4; 6], соотнося полученные нами данные с теоретическими положениями, представлен¬ными в них. Представим анализ ответов на поставленные вопросы в сравнении в двух исследованиях.
1. Кто, на Ваш взгляд, должен осуществлять классное руководство в школе? Так, 37 человек считают, что осуществлять классное руководство в школе должен освобожденный классный руководитель, а 30 человек считают, что это может делать и обычный учитель-предметник. Это данные первого среза. Мнения, в 2012 году разделились, поскольку в тот исторический период времени на страницах педагогической литературы, например [1; 3], а также и в учительском сообществе поднимался вопрос о том, что школе необходим отдельный институт классного руководства. Второй же срез показал большее расхождение во мнениях педагогов. Так, 58 человек считают, что осуществлять классное руководство в школе должен освобожденный классный руководитель, а 12 человек считают, что это может делать и обычный учитель-предметник. Такое большое расхождение во мнениях связано, на наш взгляд, с увеличением бумажной нагрузки на педагогов при выполнении ими функций классного руководителя. Ведь в наших школах учителя вынуждены работать одновременно и как предметники, и как воспитатели. Введение института освобожденного классного руководителя позволит, по нашему мнению, снять проблему загруженности учителя и вести воспитательный процесс более качественно.
2. Есть ли в Вашей школе документы, определяющие обязанности классного руководителя? При ответе на этот вопрос оба опроса показали единообразие ответов. В частности, классные руководители указали в качестве основных, следующие документы: должностные обязанности классного руководителя (14 человек/19 человек); инструкция классного руководителя (17 человек/12 человек); положение о классном руководителе (12 человек/14 человек). Важно отметить, что сумма всех ответов по каждой из позиций не равна количеству человек, принявших участие в опросах. Связано это с тем, что педагоги не указывали конкретные документы, а ограничивались просто словом «есть». Полученные ответы свидетельствуют о том, что в школах в обязательном порядке есть документы, определяющие деятельность классного руководителя.
3. В каком виде в Вашей школе представлены функциональные обязанности классного руководителя? Все без исключения педагоги в обоих исследованиях, отвечая на этот вопрос, указали наличие четко закрепленных и прописанных функциональных обязанностей классного руководителя. Только расхождения были в том, каким способом они вырабатывались в школе: заимствованы из официальных документов; использовался опыт других школ; разрабатывались педагогическим коллективом.
4. Какие профессиональные затруднения Вы испытываете в работе классного руководителя? Большинство опрошенных классных руководителей указали следующие трудности: затруднения в работе с трудными учащимися (29 человек/16 человек); трудности при работе с родителями (17 человек/32 человека); изучение и диагностика личности учащихся (15 человек/14 человек); освоение новых педагогических технологий (12 человек/12 человек).
Так как в этом вопросе педагоги могли давать несколько вариантов ответов, то суммарное количество также не совпадает с количеством человек, принявших участие в опросе. Интересна динамика изменения ответов учителей от первого опроса ко второму. Значительно выросло количество педагогов, которые испытывают трудности в работе с родителями. Давать анализ и оценку этому весьма сложно. Однозначной причины этому нет. Для себя мы находим объяснение в том, что сейчас в школу привели своих детей родители, которые сами воспитывались в 90-е годы, когда делу воспитания уделялось мало внимания. Снизилось количество педагогов, которые не испытывают проблем с детьми. Это связано, по нашему мнению, либо с уменьшением таких детей, либо с выработкой профессиональных навыков работы с такими категориями школьников. По остальным позициям существенных изменений не наблюдается.
5. Если у Вас возникают затруднения, к кому (чему) Вы обращаетесь за помощью, поддержкой? Отвечая на этот вопрос, классные руководители указали, что в случае возникновения затруднений они предпочитают обращаться за помощью:
- к другим учителям (40 человек/32 человека); к методической литературе (42 человека/28 человек);
- к администрации школы (32 человека/30 человек);
- к ресурсам сети Интернет (28 человек/46 человек);
- к руководителю МО классных руководителей (25 человек/ 12 человек).
Интересны изменения, которые произошли в структуре источников, которые оказывают помощь учителям. Значительно выросла роль источников сети Интернет при уменьшении роли методической литературы и личностных контактов.
6. Помощь каких специалистов Вам будет полезна для ведения профессиональной деятельности? Наиболее полезной считают помощь школьного психолога (56 человек/62 человека) и социального педагога (44 человека/58 человек). Произошло увеличение потребности классного руководителя в помощи этих специалистов, которые, к сожалению, присутствуют не во всех образовательных организациях. Анализ ответов на вопросы №4, 5, 6, полученных в обоих исследованиях, показывает, что даже у очень опытного учителя, имеющего большой педагогический стаж, возникают затруднения в работе. Вместе с тем, радует то, что ни один классный руководитель не отметил, что он не обращается за помощью при возникновении трудностей.
7. Насколько Вы удовлетворены работой со своим классом? При ответе на этот вопрос 21 человек/14 человек указали, что получают полное удовлетворение от своей деятельности как классного руководителя; 42 человека/40 человек ответили, что частично довольны своей работой и им хочется сделать ее лучше, но для этого необходима помощь; 7 человек/16 человек отметили, что не получают никакого морального удовлетворения от работы. Динамика полученных данных настораживает. Она заставляет задуматься о таком понятии педагогического труда как «удовлетворенность». Ведь ее отсутствие ведет к профессиональному выгоранию и нежеланию заниматься своей деятельностью.
8. Какие виды деятельности администрация требует от Вас выполнять? Ответ на этот вопрос в обоих исследованиях показал, что классные руководители выполняют следующие традиционные виды работы: ведение классной документации (в бумажном и электронном видах); контроль за учебной деятельностью учащихся; организация дежурства в классе; проведение классных часов; проведение родительских собраний; индивидуальная работа с отдельными школьниками. Выполнение всех этих видов деятельности отнимает большое количество сил и энергии, а также требует временных затрат.
9. Какую документацию по классному руководству Вы ведете? Анализ ответов в обоих исследованиях показал, что все классные руководители традиционно выполняют следующее: проверяют дневники; составляют текущий план работы; выставляют отметки; оформляют текущую документацию; пишут сценарии; составляют различные отчеты. Педагоги отметили возрастание числа отчетов, которые в реальности мешают непосредственно заниматься с ребятами.
10. Какому виду деятельности Вы уделяете больше времени? Ответ на это вопрос показал, что больше времени классные руководители тратят на работу: непосредственно с учениками (55 человек/50 человек); работу с документами (26 человек/42 человека); организаторскую работу (24 человека/12 человек); работу со взрослыми (родителями, администрацией, учителями-предметниками) (19 человек/42 человека). Динамика ответов на этот вопрос от первого исследования ко второму не радует. Если в 2012 году из ответов видно, что педагог большую часть своего времени непосредственно тратит на работу с учащимися, то в 2019 году, к сожалению, этого сказать нельзя. У классных руководителей другие виды деятельности стали отнимать большего внимания и временных затрат.
11. Какие формы воспитательной работы Вы используете? Ответ на этот вопрос и в 2012, и в 2019 годах показал, что классные руководители используют стандартный набор форм воспитательной работы: классные часы; тематические беседы с классом и беседы с отдельными школьниками; спортивные игры и занятия; экскурсии; встречи с интересными людьми; интеллектуальные игры и конкурсы. Выбор форм работы зависит от личностных качеств педагога, опыта его работы, контингента учащихся.
12. Какие направления воспитательной работы Вы считаете наиболее значимыми в настоящее время? При ответе на этот вопрос классные руководители указали следующие направления работы: здоровьесбережение, формирование здорового образа жизни у учащихся (54/51); духовно-нравственное воспитание (47/41); патриотическое воспитание, воспитание гражданственности (39/52); формирование толерантности (31/19); эстетическое воспитание (26/23). Все вышеперечисленные направления воспитательной работы важны в настоящее время, так как молодое поколение, живущее в современных условиях, растет в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, стремительной и не всегда гладко проходившей социально-экономической и общественной трансформации. А классный руководитель помогает ребенку адаптироваться, воздействуя по этим направлениям.
Вместе с тем, интересно наблюдать динамику изменения ответов. Отрадно заметить, что патриотическому воспитанию учащихся классные руководители стали уделять больше внимания.
13. Из каких источников Вы узнаете о нововведениях в воспитательной работе? Ответы на этот вопрос показали, что классные руководители и в 2012, и в 2019 годах активно пользуются современными разработками и рекомендациями; читают периодическую литературу (журналы «Классный руководитель», «Воспитание школьника», «Завуч по воспитательной работе», «Начальная школа»); поддерживают контакты с коллегами; используют ресурсы сети Интернет. Это говорит о том, что классные руководители постоянно самосовершенствуются и следят за изменениями в образовательной среде.
14. Чтобы быть в курсе всех изменений, они высказали мысль о необходимости развития деятельности МО классных руководителей. На это указали 45 учителей/62
учителя, отвечая на четырнадцатый вопрос: «Необходимо ли МО классных руководителей школе?».
15. Какие качества способствуют взаимопониманию между Вами и воспитанниками в большой и меньшей степени? Отвечая на этот вопрос, многие класс¬ные руководители отметили, что в большей степени для взаимопонимания между ними и учащимися способствуют такие качества, как: профессионализм воспитателя (67 человек/65 человек); требовательность, честность и доверительность (60 чело¬век/54 человека); эрудиция учителя и последовательность в своих действиях (58 человек/65 человек); доброта (54 человека/49 человек); демократичность и самостоятельность суждений (46 человек/42 человека); хорошее чувство юмора (40 человек/35 человек). В меньшей степени взаимоотношению между ними и воспитанниками содействует консерватизм (55 человек/67 человек).
Динамика изменения результатов от первого исследования ко второму незначительная. Единственное, что изменилось существенно - количество педагогов, которые считают, что педагог должен быть ближе и интересней ребенку, т.е. не быть консерватором.
Таким образом, полученные результаты проведенного нами исследования и в 2012, и в 2019 годах позволяют сделать ряд общих выводов. Классный руководитель необходим современному общеобразовательному учреждению, поскольку он координирует и сводит воедино усилия всех участников образовательного процесса. Ценностно-мотивационная составляющая профессиональной деятельности современного классного руководителя противоречива: с одной стороны педагоги осознают важность и значимость воспитания, с другой - по мере усложнения воспитательных задач их внутренняя мотивация снижается. Имеется ряд трудностей и проблем в работе классного руководителя, но для их решения педагоги прибегают к помощи других специалистов. В целом, большинство классных руководителей владеют основными формами, методами, приемами работы с учащимися и справляются с обязанностями классного руководителя. Классные руководители готовы повышать свою профессиональную квалификацию и заниматься саморазвитием.
Список литературы:
1. Александрова Е. Классный руководитель и классный воспитатель: «близнецы-братья»? Кто более ребенку ценен? // Народное образование. 2007. №8. С. 219-226.
2. Андронова А.В. Изучение роли классного руководителя в современном учебно-воспитательном процессе / А.В. Андронова, И.Н. Шабля // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания: Сборник материалов XI Междунар. научно-практической конференции (13.08.12, Новосибирск). Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. С. 48-52.
3. Лизинский В.М. Классный наставник // Классный руководитель. 2003. №3. С. 72-77.
4. Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / Под ред. В.А. Сластенина. М.: «Академия», 2009. 160 с.
5. Рубина Л.Я. Воспитание и воспитательная работа в школе: взгляд социолога // Образо-вание и наука. 2006. №3. С. 97-108.
6. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. М.: «Академия», 2008. 192 с.
7. Эффективность воспитательной работы в школе: Отчет по итогам исследования Центра Социологических исследований Министерства образования РФ // Классный руководитель. 2001. №2. С. 39-53.
Автор: Шабля Иван Николаевич, учитель, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Уссурийска, Приморский край
|