Когда речь заходит о работе классного руководителя, возникает старый анек¬дот. Грабитель встречает в подворотне учителя и требует отдать часы, на что бедный испуганный педагог отвечает, что часы не отдаст - пусть забирает классное руководство! Почему труд классного руководителя так непригляден даже в народном творчестве? Окунёмся в проблему... По мнению Е.В. Андриенко [1], работа педагога является наиболее конфликтной. В конфликтах в образовании оппонентами могут выступать учителя, администрация, дети и их родители, надзорные органы, общественность. В данной системе классный руководитель находится на передовой. В любой школе педагогические отношения - это развивающаяся, открытая, динамическая система. В их основе лежат взаимодействия множества людей с различными представлениями, взглядами, относящихся к разным возрастным категориям. Этим обусловлена неизбежность возникновения конфликтных ситуаций. Однако именно в педагогическом процессе конфликты могут обладать огромной разрушительной силой. Конфликтов нельзя избежать, значит, ими необходимо управлять, научиться их позитивно использовать, превращать в источник развития образовательной системы [4]. Однако есть устойчивое убеждение, что многие учителя отрицательно всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их педагогической деятельности. У большинства учителей сохраняется отношение к самому слову «конфликт». В их сознании это понятие, как правило, ассоциируется с нарушением учебной дисциплины, проявлением грубости, нетактичности или раздражения, ухудшением взаимоотношений в коллективе. Однако педагогический конфликт характеризуется рядом положительных моментов, например, таких как самопознание, формирование ценностей, осознание общности единомышленников, эмоциональная разработка и т.д., что позволяет говорить о воспитательном потенциале конфликта. Проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий. Надо сказать, что важнейшей функцией конфликта является активизация социальных связей, придание взаимодействию людей и их отношениям большей динамичности и мобильности. Для педагогических конфликтов эта функция особенно важна, так как позволяет по-новому увидеть ситуацию, сформировать новые и оригинальные идеи, отказаться от укоренившихся привычек и устаревших традиций. Итак, педагогические конфликты имеют существенный воспитательный потенциал. Это связано с тем, что конфликты, возникающие в системе образования, способствуют полноценному развитию личности учащегося, накоплению им субъективного личностного опыта поведения в конфликте и его конструктивного преодоления. И это вовсе не противоречит позиции по поводу того, что задача учителя заключается в том, чтобы предупреждать конфликты или переводить их в конструктивное русло. Собственно способности учителя предупреждать конфликты образуют содержательную основу его конфликтологической компетентности. В современной педагогике и психологии на передний план выходит конфликтологическая компетентность педагогов, и самое главное классных руководителей школы. Педагогические конфликты, возникающие в школе по линиям «классный руководитель - ученик», можно по характеру источника разделить группы: 1) экстрапедагогические конфликты, которые обуславливаются социальными и психологическими особенностями участников; 2) педагогические конфликты, главной причиной которых являются низкий уровень педагогической культуры, общепедагогические и методические ошибки. Конфликтологическая компетентность классных руководителей - это совокупность теоретических знаний, умений, навыков, позволяющих цивилизованно выстраивать общение и выбирать достойные варианты поведения в конфликтных ситуациях, и личностных смыслов, ориентирующих на многомерное восприятие мира, эмпатию, рефлексивность, толерантность, конструктивный диалог. В настоящее время необходимость конфликтологических знаний и навыков признается всеми, а подготовка в области конфликтологии становится неотъемлемой частью обучения специалистов различного профиля. В качестве целей конфликтологической подготовки специалистов рассматривается формирование интегрированных характеристик (конфликтологической компетентности, конфликтологической культуры), обеспечивающих конструктивную конфликтологическую деятельность. Разработанные технологии конфликтологической подготовки специалистов сферы образования в основном ориентированы на подготовку учителя. Конечно же, эти знания можно экстраполировать и на деятельность классного руководителя. Умение управлять конфликтами для классных руководителей является элементом их профессиональной компетентности. Поэтому важным условием профилактики конфликтов классного мира является постоянное и системное увеличение конфликтологической компетентности классного руководителя на основе разработанной программы повышения квалификации классных руководителей и воспитателей образовательных учреждений с использованием разнообразных форм и методов подготовки. Конфликтологическая подготовка требует от классного руководителя постоянного самостоятельного обучения с целью обновления конфликтологических знаний и совершенствования технологической оснащенности по использованию конфликтологических знаний и умений в педагогической деятельности. Основные идеи концепции формирования конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы можно выразить так [3]: конфликтологическая компетентность должна рассматриваться в качестве эталонной цели; методологической основой построения процесса формирования новых знаний педагогов является системный, диалектический, ситуационный и конфликтно-средовой подходы. Так же можно рассмотреть уровни конфликтологической компетентности классного руководителя [3]. Первый предусматривает способности учителя к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия, и владения способами регулирования для разрешения. Следующий уровень предусматривает умение прогнозировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия. Предполагая, что конфликтологическая компетентность занимает одно из ведущих мест в структуре профессионально важных качеств классного руководителя, можно рассматривать ее как неотъемлемую часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умение адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. На этом основании конфликтологическую компетентность учителя можно определить, как способность минимизировать деструктивные формы конфликтного взаимодействия в педагогической ситуации путем выбора различных стратегий поведения. В такой трактовке конфликтологической компетентности именно стратегии поведения в конфликтной ситуации являются системообразующим звеном. Место конфликтологической компетентности классного руководителя в структуре его профессионально важных качеств наилучшим образом выражается в ее функциях. Исходя из характера педагогической деятельности педагога, многообразия отношений и общения в условиях зарождения, становления и разрешения конфликта, выделены следующие функции конфликтологической компетентности: информационная, регулятивная, оптимизирующая, рефлексивная и профилактическая. Количество конфликтов как во всем обществе, так и в школе остается на высоком уровне. Необходимость приобретения конфликтологической компетенции всегда остается актуальной. В школьной среде на педагоге лежит огромная ответственность, чем других участниках коммуникации. Необходимо руководить процессом, в том числе и при возникновении конфликтов. Педагогу важно уметь разрешить конфликт, направив его в конструктивное русло, и тем самым сделать его частью воспитательного процесса, что поможет социализации учеников. Классному руководителю необходимо и активно предупреждать, предотвращать возникновение конфликтов, создавая наиболее оптимальные условия для реализации обучения и воспитания. Список литературы: 1. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2010. 2. Бережная Г.С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательного учреждения: Монография. Калининград, 2007. 3. Бершедова Л.И. Конфликтологическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя и классного руководителя. 4. Кузина А.А. Воспитание конфликтологической компетентности старшеклассников. 5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 6. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Автор статьи: Носова Ольга Сергеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель химии и биологии, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22», г. Курск, Курская область | |
| |
Просмотров: 111 | |
Всего комментариев: 0 | |