МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ «МЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к результатам образования: предметным, метапредметным и личностным. Личностные результаты подразумевают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Цель воспитания и социализации личности обучающегося на уровне основного общего образования - воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.
Я являюсь классным руководителем девятого класса. В своей работе я реализую программу воспитывающей деятельности «Мы будущее России». Данная программа рассчитана на обучающихся 5-9-х классов. В моей программе планируемыми результатами воспитывающей деятельности являются личностные и метапредметные результаты. Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения; формирование познавательной и информационной культуры; формирование толерантности; формирование нравственных чувств и нравственного поведения; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности. Оценку личностных результатов я осуществляю в ходе мониторинга, который в образовании определяется как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям». Мониторинг позволяет мне не только хорошо узнать детей, но и проследить их развитие и становление как личностей.
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
1. Самоопределение - которое осуществляется как личностное самоопределение (какой я есть, каким я хочу стать, каким я должен стать, каким я буду). Это и профессиональное самоопределение, но не только профильное образование, а предпрофильная подготовка: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
2. Смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т.е. «значения для себя»), умения ставить цели и определять мотивы для её достижения.
3. Нравственно-этического оценивания - ЛУУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Для отслеживания личностных результатов начиная, с пятого класса веду наблюдения за детьми, провожу диагностические исследования классного коллектива. Любая оценка не возникает спонтанно, поэтому личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, на всех этапах образовательно процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.
На протяжении нескольких лет я отслеживаю уровень воспитанности классного коллектива, используя методику Н.П. Капустина. Результаты мониторинга уровня воспитанности свидетельствуют о положительной динамике. Снизилось количество обучающихся с низким уровнем воспитанности. Мониторинг межличностных отношений (по методике Т. Лири) за три года показал положительную динамику сформированности межличностных отношений классного коллектива. Коллектив сформирован, четко прослеживается дружелюбное отношение в классе, агрессивное поведение по отношению к одноклассникам отсутствует. С целью выявления коммуникативных склонностей обучающихся использую методику Р.В. Овчаровой. Результаты мониторинга показывают положительную динамику. Прослеживается рост количества обучающихся с высоким уровнем коммуникативных склонностей. Для старшеклассников актуальным является познание особенности своей личности, социально значимых качеств, (характер, способности, общение и т.д.) - это помогает им лучше ориентироваться в выборе профессии.
Для меня явилось находкой учебно-методическое пособие «Личностное портфолио старшеклассников» под редакцией Т.В. Черниковой. Методики, которые предложены в пособии в форме психологических тестов, практических заданий не только способствуют познанию себя, но самое главное в них заложен механизм рефлексии, позволяющий повысить внутреннюю мотивацию к саморазвитию, побудить желание изменить себя. В моей практике используются следующие тесты и задания:
1. Тест «Самооценка» Учащиеся не только могут пройти тест, но и обработать свои результаты, познакомиться с советами, как повысить свою самооценку. Я отслеживаю эти результаты. Обрабатываю, корректирую свою работу, с целью выявления причин заниженной самооценки.
2. Опросник «Мои способности», позволяет выявить сильные и слабые стороны своих способностей. Сделать выводы о наиболее ярко выраженных способностях. Подумать о том, какие мне необходимы способности, чтобы реализовать себя в профессии. Проведя рефлексию, учащиеся могут принять решение сознательно изменить своё отношение к учёбе, людям, черты характера. Т.е. происходит процесс самопознания и саморазвития. Результаты показывают, что у моих детей наиболее ярко выражены лингвистические, учебные, коммуникативные способности. Среднее значение занимают спортивные способности. Слабо выражены и нужно развивать творческие, прикладные способности.
Опросник «Какие у тебя профессиональные наклонности», активизирует на правильный выбор профессии. По итогам опросника 60% обучающихся привлекает работа с людьми, 24% работа с техникой, 29% творческая работа, 12% с поездками и путешествиям, 18% с документами и цифрами. На вопрос что для тебя важнее ра¬бота или сколько за неё платят, 65% ответили сама работа. Знают ли родители о твоём выборе- 75% ответили да. Что для тебя главное в твоей профессии? Ответы были разные, но 53% ответили добиться успеха. Можно стать счастливым, правильно выбрав профессию - 100% ответили да. Учащиеся проводят рефлексию качеств, которыми должен он обладать в той или иной профессиональной сфере, профессии, которую он выбрал, и качеств, которые у него для этого недостаточно развиты. Чтобы добиться в жизни успехов, реализовать себя, необходимо задуматься о своём здоровье. Выполняя задание «Здоровье - это здорово» учащиеся учатся объективно оценивать отношение к своему здоровью, какой образ жизни они ведут и что нужно сделать, чтобы чувствовать себя лучше. Как вы понимаете, такие задания способствуют самопознанию себя и саморазвитию.
В программе, воспитания и социализации, обучающихся на уровне основного общего образования одной из базовых национальных ценностей российского общества, является гражданственность. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, надо воспитывать в себе примерного семьянина, достойного жителя своего города, гражданина России. Выполняя задание «Моя гражданская позиция» учащиеся проводят рефлексию своего отношения к семье, малой Родине, России. В ходе беседы приходят к выводу, что не надо бояться проявлять инициативность, самостоятельность, для того чтобы стать достойным гражданином своей страны.
После того как ученик сформировал представление о своей личности, оценил свои возможности, узнал, что такое характер, какие качества необходимы для успешной реализации себя как личности, тогда начинается работа по развитию таких личностных качеств как: уверенность в себе, организованность, целеустремлённость, ответственность, вежливость, доброта, самообладание и т.д. Эффективность предложенных методик состоит в том, что в них заложен механизм рефлексии, осмысление внешних событий своей жизни через призму ценностей, установок, предпочтений, устремлений и так далее.
Мониторинг личностного роста даёт возможность увидеть картину личностного развития коллектива в целом, а также конкретно увидеть результаты динамики развития личности каждого ребёнка, чтобы помочь ему обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха. Моя задача стимулировать процесс самопознания и саморазвития у обучающихся, сформировать осознанное стремление добиться успеха. Система мониторинга позволяет не только решать внутренние задачи класса, проводить самоанализ и самооценку работы для планирования учебно-воспитательного процесса. Мониторинг развития личности обучающихся, классного коллектива в целом, способствует успешному началу процесса становления личности - важного условия построения профессионального, социального и просто человеческого благополучия.
Список литературы:
1. Личностное портфолио старшеклассника: Учеб.-метод. пособ. / З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, В.Т. Черникова; под ред. Т.В. Черниковой. 4-е изд., стереот. М.: Планета, 2011. 128 с.
Автор статьи: Дорофеева Марина Николаевна, учитель математики и физики, классный руководитель, МБОУ Гимназия г. Ливны, Орловская область

Категория: Интересное в воспитании | Добавил: konechnoya (13.01.2024)
Просмотров: 31 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar