Бежит время... Сменяются поколения... И это означает, что учить и воспитывать, как нас учили и воспитывали, мы - учителя и классные руководители - просто не имеем права. Информационный и высокотехнологичный век, дети с «клиповым» сознанием, новые проблемы воспитания, которые порой грубо навязывает время. И значит нам, взрослым, необходимы новые, современные инструменты, инновационные технологии, формы и методы работы с детьми 21 века. В современном обществе и молодежной среде происходят изменения ценностных ориентиров. В этой связи перед современным классным руководителем встаёт задача сохранения и популяризации культурного наследия России. Появляется необходимость передавать молодым людям такие знания, идеи, теории, которые позволят переосмыслить происходящие процессы и при необходимости восстановить утраченные культурные ориентиры.
Знание своей истории, возвращение к истокам, понимание культуры своего народа позволит молодежи формировать собственные нравственные ценности. Современным молодым людям также важно и необходимо получить опыт общения, быть более коммуникабельными.
Исходя из 14-летнего опыта классного руководства наряду с такими формами работы, как традиционный (а часто не всегда традиционный) классный час, «круглый стол», игра, тимбилдинг и др., одним из самых эффективных в вопросе воспитания творческой, успешной, интеллектуально развитой, умеющей работать в команде молодёжи считаю образовательное событие. Образовательное событие хорошо зарекомендовало себя в моей практике как один из инструментов формирования дружного, сплочённого классного коллектива, как одна из самых продуктивных форм организации совместной внеурочной деятельности педагогов и обучающихся.
Трактовок того, что можно считать состоявшимся образовательным событием, в педагогической литературе достаточно много. Мне импонирует следующее: образовательное событие - это способ инициирования образовательной активности обучающихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности, формирования компетенции ответственного выбора, занятия субъектной позиции по отношению к себе и своим образовательным результатам [1]. В 2017 году мои выпускники под моим руководством положили в гимназии начало новой традиции: ежегодно в нашей школе в последний рабочий день перед началом весенних каникул в зале гремят фанфары, звучит полонез, его сменяют полька, вальс, котильон.
Через реконструкцию исторического события, изучая и восстанавливая исторические правила ведения балов России, у классного руководителя появляется замечательная возможность познакомить своих воспитанников с традициями, укладом, нравственными устоями, одним словом, историей и культурой России 19 века.
Бал - это событие в жизни общества 19 века и, прежде всего, церемония. Аристократизм, достоинство, честь, красота и только потом танец и романс - вот первые ассоциации, которые возникают в сознании при слове «бал». Участники образовательного события - а это обучающиеся 8-11-х классов гимназии, школ-сетевых партнёров, образовательных учреждений округа, родители, педагоги, творческие коллективы города - в рамках подготовки к реконструкции бала знакомятся с традициями и правилами проведения балов 19 века, разучивают танцы (вальс-бостон, вальс- гавот, фигурный вальс, комбинированный вальс, мазурка, галоп, полька, полонез, котильон, падеспань), учатся проникновенно исполнять романсы на музыку и стихи А.А. Алябьева, М.И. Глинки, А.Е. Варламова, А.С. Даргомыжского, А.Л. Гурилёва, А. Дельвига, Д. Давыдова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и др.
Под руководством специалистов и не без помощи родителей обучающиеся шьют костюмы для бала и готовят аксессуары, соответствующие эпохе 19 века, учатся делать дамские причёски, изучают этикет и манеры «века золотого». При необходимости для участников исторического бала проводятся лекции, семинары, мастер-классы с учителями истории, русского языка и литературы, музыки и ИЗО, преподавателями вузов, научными сотрудниками музея города Борисоглебск, хореографами, педагогами вокала, художниками по костюмам БДТ им. Чернышевского.
Для получения консультаций и опыта проведения балов гимназисты старших классов могут стать участниками виртуальных экскурсий в музеи-усадьбы русских поэтов и писателей, где есть опыт проведения балов (например, усадьба-музей в Тарханах).
Во время подготовки к образовательному событию - от момента рождения самой идеи очередного бала до момента её воплощения - мои воспитанники примеряют роли генераторов идей, сценаристов, режиссёров, декораторов, костюмеров, музыкальных редакторов и, конечно же, актёров... Командный дух, своего рода спортивный азарт, абсолютное ощущение творческой самостоятельности воспитывает в подростках чувство ответственности, взаимную помощь, усидчивость, креативность.
На мой взгляд, в момент погружения в эпоху, в ситуации самостоятельного поиска необходимых знаний для того, чтобы в итоге реконструкция исторического бала удалась, решаются классным руководителем в детском коллективе такие важные в воспитании подрастающего поколения задачи, как:
- знакомство молодежи с русской культурой XIX века через организацию и проведение исторического бала XIX века;
- формирование целостного представления о событиях, личностях и культуре русского общества XIX века;
- развитие культуры общения через интеграцию истории, литературы и музыки, используя лучшие произведения русской классической литературы и классических музыкальных произведений;
- знакомство через театрализованные формы представления с бальным этикетом, красотой и многообразием бальных танцев;
- приобщение обучающихся к прекрасному через знакомство с лучшими классическими произведениями музыкальной культуры и литературы;
- воспитание в обучающихся другого уровня общения, уважительного отношения друг к другу, основанных на чувствах любви, дружбы, товарищества, патриотизма.
Думаю, что каждый классный руководитель со мной согласится, как особенно важно сегодня научить наших детей творческому восприятию художественной культуры, развивать эстетический вкус, формировать у молодежи социальные компетенции и воспитывать духовную культуру обучающихся.
Безусловно, правила игры никто не отменял. Именно поэтому костюмы и аксессуары, причёски, этикет, манеры соответствуют эпохе 19 века, либо стилизованы под указанный исторический период. Условия проведения исторического бала достаточно строгие: участники, учитывая особенности и стиль эпохи 19 века, продумывают костюмы, изучают этикет поведения во время бала, выбирают себе танец, определяют жанр вокального номера и подают заявку по форме до указанного срока с тем, чтобы выступление было встроено в канву сценария исторического бала. Чтобы подзадорить публику, все выставленные детскими коллективами номера оцениваются уважаемым жюри («графами и графинями») по определённым критериям: соответствие эпохе, внешний вид (костюмы, причёски и т.п.); сценическая культура (вокал, танец); исполнительское мастерство (вокал); соответствие заявленному жанру (вокал, танец); соответствие репертуара возрасту (вокал); артистизм, эмоциональность исполнения (вокал, танец).
Награждение происходит по номинациям «Танец», «Вокал». По результатам работы членов строго, но справедливого жюри определяются в каждой номинации победитель и три призёра путём простого подсчёта суммы баллов, присвоенных каждому участнику конкурса в соответствии с листком оценивания. При равном количестве баллов количество победителей и призёров в одной номинации может быть увеличено. По желанию жюри возможны специальные номинации-поощрения. Победителям, призёрам и участникам образовательного события вручаются грамоты победителей, призёров и сертификаты участников на общешкольной линейке. Если наш опыт вам показался интересным, тогда занавес открывается и...
Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь [2].
Ссылки на используемые источники:
1. Личкин Е. Образовательное событие про образовательные события. Что такое «событийность»? Режим доступа: https://novator.team/post/839.
2. Сценарий для ведущих бала. Режим доступа https://pandia.ru/text/77/492/41477.php.
Автор статьи: Крылова Эльвира Владимировна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, МБОУ Борисоглебского городского округа «Борисоглебская гимназия №1», Воронежская область
|