ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ИЗУЧЕНИИ РОДОСЛОВНОЙ

Возвращается человек к воде, которую в детстве пил,
Возвращается человек к земле, на которой маленьким жил.
Собирайтесь-ка все в дорогу, мы поедем к родному порогу.
(«Гэсэр», бурятский народный эпос)

Создание семьи - естественное стремление человека. Необходимость продолжения рода, чтобы он не оборвался, не угас, чтобы в очаге всегда горел огонь, не развеялось пепелище предков - вот главный мотив бурят в прошлом. Традиции родоплеменных делений и соблюдение связанных с ними предписаний и запретов имели важное значение в жизни семьи [2, с.94].
Родину, как и родителей не выбирают. Она даётся вместе с родными и воспитывается с самого детства. Откуда мы? На какой земле живём? Как у больших и малых рек, имеющих истоки, так и у человека есть своё начало, его Древо Жизни. Считаю, что каждый ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках, и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья.
Современные ученики в лучшем случае знают своих бабушек и дедушек, иногда прабабушек и прадедушек. Да и эти знания о своих родных часто ограничиваются одними именами. А кем были наши предки, какой след они оставили на земле, как они жили, какая судьба у них была и т.д. остается для детей загадкой.
В наше время проблема изучения истории своей семьи наиболее актуальна, так как семьи в современном мире теряют связь поколений. Общение сведено к минимуму не только между дальними, но и между близкими родственниками. Знакомство с родословной семьи способствует более тесному общению её членов, развивает интерес к истории семьи, способствует укреплению духовных ценностей, повышает её культурный уровень.
Изучение родословной - это не просто интересно, познавательно - все это поучительно, потому что заставляет учеников посмотреть с новой точки зрения на прошлое, настоящее и будущее. Судьба каждой семьи - это частичка истории Отчизны [1, с.89].
Суть моей работы по составлению родословной с обучающимися начальных классов это приобщение их к изучению истории Отечества, через свою родословную, то есть историю своей семьи; самоидентификация ребенка в семье, в обществе; воспитание чувства ответственности перед собой, своей семьёй, обществом; восприятие истории своей семьи, как части общей истории поселения, региона, страны в целом.
Считаю, что это один из лучших вариантов личностно-ориентированного обучения, развития и воспитания. Нужно сказать, что обучающиеся берутся за эту работу с большим интересом, им рекомендуется привлечь к поиску всех родных, составить устные рассказы о своих предках, собрать фотографии, что хранятся в домашних архивах родственников.
Совместная работа помогает не только сблизить членов семьи, а также посмотреть друг на друга по-новому. Дети с удивлением узнают многие детали из жизни своих родных. Начинают гордиться успехами и достижениями мам, пап, бабушек и дедушек. Работа по изучению родословной семьи начинается с постановки следующих задач: сплочение членов семьи общей деятельностью и интересами; развитие умения работать с архивными документами; развитие умения анализировать, систематизировать, оформлять полученный материал; повышение культурного и нравственного уровня; использование возможностей компьютера, обучение выполнению компьютерных презентаций; укрепление связи семьи и школы.
Работа строится на изучении таких понятий как «генеалогия», «родословная», «род», «поколение», «потомство», «предок». Изучается возникновение фамилий, степени родства, профессии членов семьи, семейные традиции и праздники, увлечения, реликвии. Дети, исследуя свои корни, получают багаж знаний по истории не только своей семьи, но и по истории своей Родины, воспитывается подлинное уважение к старшему поколению.
Как учителю и классному руководителю данная работа позволяет мне полнее изучить семьи моих учеников, их интересы, мир и особенности каждой семьи. Эти знания помогают планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс с детьми, работая в тесном сотрудничестве с родительским коллективом, опираясь на примеры близких и родных для учеников людей.
Работая с учениками и родителями по исследованию и составлению родословных, мы часто опираемся на фундаментальный труд Сергея Петровича Балдаева «Родословные предания и легенды бурят». Так, в одной из работ, ученицы Киры Б., мы на протяжении трёх лет собирали ценный материал по ее фамильному роду. В начале исследования, мы владели небольшим объемом информации. Знание родословной ограничивалось пятым поколением. Информация по предкам, их профессиям, году рождения отсутствовала. Были известны лишь фамилия, имя и отчество. В ходе работы, география родственников расширилась. Также была найдена информация о знаменитых людях рода. Таким образом, удалось восстановить родословную до 20 «колена». Кира собрав всю информацию, выступила перед своими одноклассниками. Многие ученики заинтересовались данной темой и начали подробно изучать свой род, свои семьи.
Далее работа была представлена на районной научно-практической конференции «Шаг в будущее», где заняла второе место. Также Кира выступила на районной конференции по краеведению «Земля предков», заняв 3 место. Поучаствовав в Региональных интеллектуальных соревнованиях «Шаг в будущее, Юниор!» данный труд вошёл в сборник исследовательских работ.
Таким образом, работая в данном направлении, поставленная цель находит своё отражение в сплочении членов семьи, в воспитании чувства ответственности перед собой, своей семьёй, обществом; в восприятии истории своей семьи, как части общей истории страны, в повышении культурного и нравственного уровня обучающихся.
Список литературы:
1. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. Часть 1. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2010. 360 с.
2. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2012. 710 с.
Автор статьи: Гомбоева Ирина Борисовна, учитель начальных классов, МБОУ «Хохорская СОШ», Иркутская область.

 

Категория: Интересное в воспитании | Добавил: konechnoya (13.01.2024)
Просмотров: 26 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar