Каждый человек хочет мирно жить, спокойно работать и воспитывать своих детей в сильной и демократической стране. Правовая система государства, правосознание и правовая культура в развитом обществе гарантируют защиту и безопасность каждого гражданина. Ребенок с ранних лет должен осознать себя свободной личностью, у которой есть права и обязанности. Младших школьников необходимо знакомить с самыми важными юридическими знаниями и прививать им уважение к закону. Правовая культура, как результат правового воспитания, позволит ребенку ощущать себя полноправным и активным гражданином. Особенности восприятия младшими школьниками основ правовой культуры Младший школьный возраст – это лучшее время для постижения социальных и нравственных норм, для развития положительных черт личности. Жизнь ученика в младших классах регулируется в основном правилами, а не нормами права. И дети уже хорошо знакомы с этими правилами. Проблема в том, что ребенок этого возраста может объективно оценивать действия своего одноклассника, но не всегда способен верно оценить свои поступки. Школьника необходимо научить сравнивать, абстрактно анализировать свое поведение. В условиях начальной школы авторитет учителя высок, дети открыты и доверчивы, склонны к подражанию, податливы, открыты к новому, и это благодатная почва для усвоения информационно-правовой грамотности: умения правильно вести себя в правовой ситуации и принимать верные решения. Правовое воспитание младших школьников – непростая задача для педагога. Юридические термины сложны для восприятия, поэтому важно грамотно адаптировать тексты правовых первоисточников для учеников начальных классов. Чем раньше ребенок познакомится с правовыми аспектами государства, тем больше шансов на то, что из него вырастет достойный человек, уважающий права других людей и знающий свои. Какие правовые знания должны получить младшие школьники? Правовое воспитание школьников не является самостоятельной дисциплиной, оно органично вливается в процесс нравственного воспитания детей и приобретения ими норм поведения в обществе. Информация о правовой культуре для младших школьников подается в игровой форме, легкой для усвоения, и строится на примерах из обычной жизни. Ученики младших классов должны познакомиться с правами, предусмотренными законом «О правах ребенка», «Всеобщей декларацией прав человека» и Конституцией Российской Федерации. Школьники обязаны уважительно относиться к законам страны и иметь твердое убеждение в том, что их нельзя нарушать. Ученикам начальных классов нужно знать о том, что:
Эти знания научат школьника пользоваться правами и свободами, знать нормы поведения в обществе, выполнять свои обязанности, приобретать навыки взаимодействия с разными людьми в разнообразных ситуациях, уважать окружающих, бережно относиться к имуществу, своему и чужому. Правовое воспитание младших школьников включает также формирование патриотизма. Важно, чтобы ребенок гордился принадлежностью к определенной нации, Отчизной, своими предками, знал символику государства, историю родного края. Методы и формы правового воспитания младших школьников В качестве методов воспитания правовой культуры педагог может использовать все виды педагогического и психологического воздействия: беседу, убеждение, поощрение, внушение, принуждение, личный пример (свой или родителей ребенка). Формы правового обучения могут быть разными: беседы, презентации, лекции, просмотр видеороликов, использование стенгазет, книг и журналов по праву. Знакомство с правовыми нормами может проходить непосредственно на уроках или во время внешкольных занятий. Основные правовые знания школьники получают на уроках обществознания, но элементы права также могут лаконично вплетаться педагогом в канву урока истории или литературы, музыки или иностранного языка. Внешкольные занятия могут строиться как деловые игры, конкурсы, конференции или проходить как заседания суда (например, заседание, посвященное суду над лисой и котом, выманившим деньги у Буратино обманным путем). Конвенция о правах ребенка в ярких картинках и стихотворной форме легко запоминается школьниками. Педагог может провести классный час по правовому воспитанию и посвятить его не только и не столько разъяснению правовых норм, а разобрать на примерах такие понятия, как «достоинство», «честность», «ответственность», «порядочность», «доброта» и «уважение». В каждой школе есть библиотека, в которой можно оформить уголок правовых знаний школьника. В этом уголке будут собраны все издания, которые могут быть полезны для усвоения правовых норм. Библиотекари проведут обзоры и викторины, посвященные правовой тематике. Такое правовое воспитание в библиотеке позволит расширить знания детей о правах человека и ребенка и дать информацию по любым актуальным для них вопросам гражданства и права. Правовое воспитание младших школьников должно проходить в доброжелательной, доверительной обстановке и учитывать желания и интересы детей. Ученики не на бумаге, а на деле должны чувствовать уважение со стороны педагогов и администрации школы. Только тогда нравственно-правовые нормы будут усваиваться ими органично и последовательно. Правовое воспитание в школе способствует росту правосознания и снижает уровень детской преступности. О праве нужно говорить живо и увлекательно, сухое чтение юридического текста не вызывает интереса и не доходит ни до ума, ни до сердца. Молодежь должна знать правила поведения в общественных местах и уметь соблюдать их, иметь общие представления о законах государства, о правах и обязанностях граждан, об ответственности за правонарушения. Правовое обучение должно воспитывать, иметь профилактическую направленность, подаваться планомерно и дозировано, в соответствии с возрастом. Правовое воспитание, непрерывное и соответствующее действующей системе права, должно научить наших детей адаптироваться в современных условиях и прогнозировать правовые последствия своих поступков. Информация с сайта https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-10650 | |
| |
Просмотров: 109 | |
Всего комментариев: 0 | |