Профессиональная педагогическая компетентность классного руководителя

Государственная значимость классного руководителя, необходимость повышения его статуса в образовательном учреждении сегодня очевидны. В настоящее время особенно актуальной становится проблема повышения уровня профессионально-педагогической компетентности классного руководителя. Приказом Минтруда России №544н от 18.10.2013 утвержден профессиональный стандарт педагога, где прописаны требования к компетенции специалистов, которые должны служить ориентиром, чтобы быть востребованными на рынке труда.

А.К. Маркова, рассматривает профессиональную компетентность учителя как совокупность сторон его трудовой деятельности: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность педагога. Внутри каждого из блоков автор выделяет объективно необходимые, профессионально необходимые, профессиональные психологические и педагогические знания; профессиональные педагогические умения; профессиональные психологические умения; профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; личностные особенности, обеспечивающие владение учителем профессиональными знаниями и умениями [2, 3-9.].

Актуальные проблемы развития профессионально-педагогической компетентности классного руководителя связаны с новыми требованиями к работе классного руководителя в современных условиях.

По мнению А.В. Андроновой, «процесс модернизации отечественного образования предъявляет новые требования к работе классного руководителя, которая в современных условиях из дополнительной функции превращается в отдельную, самоценную деятельность. Это актуализирует задачу ее изучения не только с позиций теоретического осмысления нормативной, функциональной, содержательной основ, но и обобщения эмпирических данных о ее составляющих [1, 48]. В современном отечественном образовании достаточно остро стоит задача повышения профессионализма и компетентностей классных руководителей. Именно профессиональная компетентность классного руководителя выступает основным фактором развития личности обучающихся, формирования их компетентностей.

Назначение классного руководителя рассматривается через выполнение им следующих ведущих ролей:

- учителя, формирующего у обучающихся понимания ценности знаний через преподавание собственного предмета, а также внеурочной деятельности и стимулирование самообразования;

- воспитателя, выстраивающего организационную культуру класса, способную, стимулировать развитие личности каждого школьника, и всего класса, как единого коллектива.

- психолога, формирующего и совершенствующего социально-психологический климат класса и поддерживающего гуманное взаимодействие между ребенком и учителями-предметниками, педагогами и родителями, социумом, а также между самими детьми.

Но в какой бы роли ни выступал классный руководитель - учителя-предметника, психолога, исследователя и др. - он остаётся главным воспитателем, а по существу - воспитательным родителем, причем это родитель многодетный и ответственный, именно он призван обеспечить активную защиту прав ребенка, активизировать, совместные усилия детей и взрослых в решении социальных проблем школьника.

Хочется подчеркнуть, что именно эффективность работы классного руководителя с детским коллективом напрямую связана с его личностными характеристика¬ми, педагогическими воззрениями и позициями, интересами и увлечениями, профессионально значимыми качествами, которые являются существенными системообразующими факторами процесса воспитания.

Вместе с тем, содержание деятельности классного руководителя в образовательном учреждении дает возможность развивать определенные личностные качества как профессионально значимые (креативность, педагогический оптимизм, эмпатия, самоосознание себя как руководителя детского коллектива).

Действительно, с одной стороны, эти качества актуализируются воспитательной системой образовательного учреждения, а с другой - именно воспитательная система с ее традициями, укладом, нравами, обычаями, способствует их формированию и развитию, обеспечивая тем самым развитие личности педагога, помогая становлению и развитию его профессиональной компетентности.

В современных условиях актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя тесно связаны с новыми задачами воспитания такими, как: приобщение классных руководителей и обучающихся к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности; создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества; оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении; социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей. И.А. Зимняя рассматривает «компетенции как некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем вы¬являются в компетентностях человека как актуальных, деятельных проявлениях» [3].

Уровень сформированности профессиональных компетентностей классного руководителя особенно проявляется в процессе организации воспитательной работы с коллективом класса.

Разработанная и апробированная авторская методика, Е.Г. Вдовиной, А.Н. Шадрина, обеспечивающей дискретную (раздельную) оценку специально выделенных индикаторов качества профессиональных компетентностей классных руководителей [4], акцентирует внимание на 6-ти направлениях, обеспечивающих эффективное повышение профессиональной компетентности классных руководителей:

1. Развитие и коррекция у педагогов навыков конструктивного общения, направленного на гуманное отношение к окружающим.

2. Формирование и отработка педагогических технологий управления динамикой развития групповых процессов в классном коллективе.

3. Актуализация у педагогов проявлений общечеловеческих гуманных жизненных ценностей методом диалогического общения.

4. Отработка педагогических технологий организации Со-Бытийной деятельности с подростками.

5. Отработка с классными руководителями воспитательных технологий и методов формирования толерантной среды в классном коллективе.

6. Управление процессом рефлексии ценностных смыслов и поступков.

Уровень сформированности профессиональных компетентностей классного руководителя особенно проявляется в процессе организации воспитательной работы с коллективом класса.

Исходя из этого, компетентностная готовность педагога к реализации воспитательной деятельности классного руководителя включает:

- его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;

- его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);

- его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системный подход в обучении и воспитании классного коллектива, исходя из этого, деятельность классного руководителя достигает своей цели, если проводится в определённой системе и представляет собой, управленческий аспект организации воспитательной работы: установка целей и планирование работы с учетом результатов предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе; разработка форм, методов и приемов деятельности; реализация намеченных планов; анализ результатов деятельности; коррекция программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач.

В последнее время одним из основных требований к организации и осуществлению профессиональной деятельности классного руководителя является системная работа с классом, и с каждым учеником в отдельности, направленная на развитие индивидуальности каждого учащегося. Данная работа проводится с коллективом класса на основе воспитательной программы (концепции), принятой в образовательном учреждении и анализа результатов воспитательной деятельности. Основой здесь выступают положения личностно-ориентированного подхода, актуальные задачи воспитания, ведущие принципы образования, в том числе принцип толерантности.

Организация и воспитание классного коллектива - это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Развитие сотрудничества класса с классным руководителем (взаимное доверие, включенность классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействие актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества, объединяя обучающихся в дружный и целеустремлённый коллектив) создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Немаловажным значением для классного руководителя является применение в своей деятельности новых форм воспитательной работы с ученическим коллективом.

Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как «устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы» [5].

Формы воспитательной работы классного руководителя классифицируются в соответствии с его профессионально-педагогической компетенцией, которая в совокупности представляет собой технологию осуществления классного руководства.

Представление о вариантах форм работы, об особенностях реализации каждой формы дает возможность классному руководителю разнообразить деятельности, успешно конструировать сам воспитательный процесс, грамотно организовывать отдельные события в жизни классного коллектива.

Таким образом, используя в практической деятельности разнообразные формы и методы, классный руководитель формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры творческой индивидуальности, успешного вхождения в социум. Следует также отметить, что формы работы классного руководителя определяются педагогической ситуацией, сложившейся в образовательном учреждение, и в данном классе, традиционным опытом воспитания; сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение детей. Эти формы весьма многообразны: беседы, игры, мероприятия, коллективнотворческие дела, конкурсы и т.д.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Сегодня современная семья развивается в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации, это определяет направление и специфику работы классного руководителя с родителями обучающихся.

Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания.

Таким образом, одним из важных условий деятельности классного руководителя является его профессиональная педагогическая компетентность, позволяющая ему квалифицированно решать проблемы воспитания школьников в соответствии с требованиями современного общества.

Список литературы:

1. Андронова А.В. Изучение роли классного руководителя в современном учебно-воспитательном процессе / А.В. Андронова, И.Н. Шабля // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания: Межд. конф. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. С. 48-52.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. Режим доступа: http://www.eidos.ru/iornal/2006/0505/htm.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

4. Оценка профессиональных компетенций классных руководителей по организации вос-питательной работы с классом / Е.Г. Вдовина, А.Н. Шадрин // Мир науки, культуры, образования. 2012. №3. С. 24-28.

5. Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.

Автор статьи: Дождикова Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», Нижегородская область

Статья с сайта: http://www.eduportal44.ru/koiro/SitePages/КР_2020.aspx

Категория: Интересное в воспитании | Добавил: konechnoya (20.11.2021)
Просмотров: 176 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar