ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Кардинальных изменениях, происходящих в сфере воспитания, которые определяются сегодня законом РФ «Об образовании», Концепцией духовно¬нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, ФГОС нового поколения, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года ставят перед классным руководителем новые задачи.
Проблема качества образования является приоритетной в деятельности образовательной организации независимо от вида и типа, а проблема качества воспитания, как составляющая образовательного процесса, связана с анализом понимания самого воспитательного процесса, его целей и результатов, с повышением педагогической и методической компетенции педагогических работников в сфере организации деятельности классного руководителя, изучением современных подходов к организации воспитательного процесса с детским и родительским сообществом.
Семейный кодекс РФ устанавливает право и обязанность родителей воспитывать своих детей. Согласно ст. 63, «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». Причем это право родителей является преимущественным перед всеми другими лицами.
Вместе с тем, к сожалению, современный период развития общества характеризуется изменением семейных ролей, снижением общего уровня родительских компетенций. Дефицит родительской любви, «детское одиночество» и отсутствие достаточных знаний о воспитании и развитии ребёнка приводят к таким печальным явлениям современной действительности, как падение уровня физического и психического здоровья детей, понижение их интеллектуального потенциала и уровня духовно-нравственного развития, усложнение процесса адаптации в обществе. 
Мир кардинально изменился, на современном этапе необходимо учить быть родителями. В области образования работа по родительскому просвещению помогает решать вопросы государственно-общественного управления, независимой оценки качества образовательных услуг и в целом «повернуть» родителей лицом к школе, совместно искать решения возникающих проблем воспитания и обучения. Ведь именно в семье закладываются духовно-нравственные основы, формируются ценностные ориентации ребёнка. От того, в какой атмосфере он растет, какие об¬разцы взаимоотношений членов семьи наблюдает, в какие семейные отношения вовлечен сам, зависит, какие личностные качества, жизненные ценности у него сформируются, как он сможет реализовать себя в будущем.
Перед классным руководителем стоит задача построения социального партнерства как оптимального варианта взаимодействия субъектов воспитания, развитие современных практик партнерства классного руководителя с семьей. Цель развития родительского просвещения создание информационного соци¬ально-психологического пространства, позволяющего любому родителю свободно, добровольно, осознанно и целенаправленно формировать, и корректировать свою родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей.
Программа родительского всеобуча «Учимся быть родителями», разработанная на кафедре психологии, воспитания и дополнительного образования детей и моло¬дежи ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», предназначена для использования классными руководителями с целью повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и развития личности детей.
Программа разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в целях реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 7 поручения Президента Российской Федерации № 2876-Пр от 15 декабря 2014 года, данного по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны», а также в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года. Программа направлена на решение задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Отличительной особенностью данной программы является компетентный подход к родителям, включающий повышение уровня следующих родительских компетенций:
психологическая компетентность - качество действий родителей, обеспечивающих эффективное решение психологических проблем и типичных задач, возникающих в реальных ситуациях семейной жизни и детско-родительских отношениях; владение основами психологических знаний о возрастных особенностях развития ребенка;
педагогическая компетентность - качество действия родителей, обеспечивающих эффективное решение педагогических задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка в условиях семьи;
коммуникативная компетентность - качество действия родителей, обеспечивающих эффективное взаимодействие с детьми, умение грамотно разрешать се¬мейные конфликты и напряженные ситуации, повышение уровня коммуникативной культуры, в том числе в детско-родительских отношениях;
информационная компетентность - качество действий родителей, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, поступающей в информационное пространство семьи из средств массовой информации, книг и других источников; отбор информации в соответствии с системой приоритетов, ориентированных на физическое и психическое здоровье ребенка; владение навыками информационной этики в детско-родительских отношениях;
правовая компетентность - качество действий родителей, обеспечивающих высокий уровень правовой культуры в семейной жизни и детско-родительских отношениях, основанный на знании международного, российского и регионального законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере семьи и брака, защиты прав ребенка, образования.
Знакомство с содержанием данной программы родительского всеобуча проходит в рамках курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Воспитательная деятельность классного руководителя: современная модель», которая направлена на повышение профессиональной компетентности классного руководителя в контексте реализации Стратегии развития воспитания на период до 2025 года. У слушателей курсов не только есть возможность овладеть но¬выми технологиями и социокультурными практика воспитательной деятельности, но и смоделировать свою деятельность классного руководителя как помощника семьи в изменяющейся системе требований к школе. Построение новой модели взаимодействия с родителями начинается с освоения принципов реализации программы родительского всеобуча.
Принцип гуманизации: взаимодействие осуществляется на основе ценностного и личностно ориентированного отношения к семье, опоры на положительный опыт семейного воспитания.
Принципы систематичности и последовательности: целенаправленное систематическое просвещение родителей, руководство самообразованием родителей, вовлечение их в деятельность по воспитанию детей, обеспечение последовательно¬сти занятий, взаимосвязи между различными сторонами содержания, единства и преемственности всех звеньев обучения.
Принцип комплексности: ориентирован на взаимодействие родителей и детей со специалистами различного профиля в вопросах повышения родительской компе¬тентности и воспитания ценностного отношения к семье. Принцип достоверности информации: сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты.
Принцип практико-ориентированности: информация, рекомендованная родителям и детям, должна быть ориентирована на практическое использование, доступна для использования в жизни.
Принцип наглядности: наглядность обучения предполагает, как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
Принцип оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм родительского просвещения: сочетание возможностей освоения всем коллективом родителей общей базовой информации и учета индивидуальных ситуаций в каждой семье и выработки соответствующего подхода в обучении каждого участника родительского просвещения. Особое внимание уделяется основным подходам к проведению занятий с родителями в контексте реализации программы родительского всеобуча, выстраивается логика ее реализации.
1. При подготовке мероприятий по обучению родителей необходимо, прежде всего, определить уровень их педагогических и воспитательных компетенций, а также специальных знаний в области семейного права. Для чего рекомендуется проведение диагностики, которая может быть выполнена методом анкетирования, собеседования. В результате педагог получает сведения о суждениях и представлениях родителей по различным вопросам, связанным с воспитанием, обучением и развитием ребёнка, с ролью родителей в воспитании детей, с их представлением о семейных ценностях, а также об их потребностях в знаниях и умениях.
2. На основании проведенной диагностики определяется цель мероприятия, которая должна учитывать уровень педагогических и воспитательных компетенций, специальных знаний в области семейного права, запрос родителей, а также соответствовать общей цели программы родительского всеобуча.
3. Следующий шаг - формирование тематики, содержания обучающего мероприятия, оптимального для достижения намеченной цели. Изучение научно-методической литературы и лучших практик, наиболее интересных и комплексных работ о роли и функциях семьи.
4. Выбор методик, технологий и форм проведения обучающих мероприятий для родителей - важная составляющая успеха. Наиболее результативными признаны активные и интерактивные методы, когда родители являются активными участниками процесса обучения, контактируют с преподавателем и друг с другом, работая сообща или в группах.
5. К проведению мероприятий могут быть привлечены специалисты различных организаций и ведомств в зависимости от тематики и содержания. Для обучения родителей могут использоваться различные формы проведения учебных занятий.
6. Эффективность занятий достигается там, где коллективные формы (лекции, конференции, беседы, дискуссии и диспуты) сочетаются с групповой и индивидуальной работой (консультацией специалистов: педагогов, социальных педагогов, юристов, специалистов органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников правоохранительных органов, судов и др.), обменом опытом по семейному воспитанию, проведением педагогических практикумов с элементами социально-педагогического тренинга, разбором конкретных педагогических ситуаций и решением практических задач с родителями и компетентным комментарием специалистов. Реализация программы родительского всеобуча требует от классного руководителя овладения активными и интерактивными формами взаимодействия с родителями:
- тренинг - это форма интерактивного обучения, направленная на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинги проводятся для родителей, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребёнком, сделать его более доверительным. Родительский тренинг проводится совместно с психологом;
- круглый стол - это собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями по определённым вопросам с участием различных специалистов. Расположение участников за круглым столом позволяет каждому из них чувствовать себя в равных позициях с остальными, т.к. все сидят лицом друг к другу. Это делает беседу более открытой и доверительной;
- семинар-практикум: педагог выступает в роли преподавателя, а родители - в роли студентов, которые коллективно пытаются решить ту или иную поставленную задачу практическим путём. Проведение семинара требует предварительной теоретической работы с родителями;
- собрание-конференция проводится с участием представителей различных организаций (детской поликлиники, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, психологических центров, правоохранительных органов и т.п.). Особенностью собрания-конференции является то, что на нём принимают определённые решения и могут определять комплекс мероприятий по выполнению решений. Родители имеют возможность услышать компетентные ответы из уст профессионалов;
- деловая игра: участники деловой игры примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, «дети», «администрация школы», «учителя», «родители», «эксперты». Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений;
- педагогическая мастерская: педагоги и родители выступают в роли мастеров воспитания: делятся своими умениями, показывают педагогические приёмы, способствующие развитию личности ребёнка. Такая форма работы поможет раскрытию творческих способностей участников;
- вечер вопросов и ответов: родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить;
- гостиная - это собрание-беседа с включением произведений поэзии, музыки, которые создают атмосферу праздника. Поэтические и музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы они помогали в поиске ответов на вопросы, которые перед родителями ставит их собственный ребёнок;
- педагогический калейдоскоп: данная форма включает в себя элементы различных нетрадиционных форм работы с родителями. Педагог имеет огромный простор для творчества, т.к. может использовать любые методы, которые считает целе¬сообразными в рамках конкретной темы.
Классный руководитель включает в программу родительского всеобуча модули и темы, актуальные для родителей своего класса, с учетом возраста воспитанников, воспитательного потенциала семей, особенностей типа и вида образовательной организации. Приведем несколько примеров.
Модуль «Семейное воспитание и развитие личности ребенка»: «Влияние семьи на развитие ребёнка. Роль детско-родительских отношений в развитии личности ребёнка»; «Ребенок в реальном времени»; «Жизненные ценности вашего сына, вашей дочери»; «Честные отношения в семье. Права ребенка и взрослого. От прав к правилам»; «Как воспитать ответственного ребенка с чувством собственного достоинства»; «Ваш ребенок стал подростком»; «Проблемы одиночества ребенка»; «Что значит любить ребенка?».
Модуль «Взаимоотношения в семье как основа личностного роста ребенка»: «Позитивный подход или культура выяснения отношений в семье»; «Как обеспечить контакт с ребенком»; «Наказание и поощрение в семье: за и против»; «Разговор с подростком на взрослые темы»; «Страхи детские и родительские: позиция взрослых»; «Как научить ребенка справляться со стрессом»; «Путь к согласию, или как разрешить конфликт».
Модуль «Сотрудничество с образовательной организацией как оптимальная тактика семейного воспитания»: «Как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям в школе (новым условиям обучения)»; «Ребенок среди сверстников»; «Свободное время ребенка: каким должно быть его наполнение»; «Подросток в школе, дома и на улице»; «Как помочь определиться с выбором будущей профессии?»; «Разговор о сексе: кто поможет современному родителю»; «Он все время сидит за компьютером...»; «Как не стать жертвой преступления?».
Классный руководитель вправе определиться в выборе модулей, форм, видов занятий и времени проведения занятий с учетом потребностей родительской аудитории и возрастом обучающихся. Главными условиями сохранения целостности любой семьи является удовлетворенность отношениями и обеспечение базовых потребностей в безопасности, любви и принятии для ее членов. Сформированная родительская группа является открытой, в связи с этим родители, желающие посещать занятия могут присоединиться к обучению на любом этапе.
Задачи школы и семьи схожи: в семье закладывается ценностная, духовно-нравственная основа личности, в школе же она укрепляется, поэтому партнерство родителя и классного руководителя является основополагающей компонентой воспитательного процесса.
Список литературы:
1. Григорьева А.И., Заика Л.В., Дьячкова Т.В., Федуркина Т.Ю. Школа и семья: грани парт-нерства: Учеб.-метод. пособ. Тула: ИПК и ППРО ТО, 2017. 83 с.
2. Учимся быть родителями: Программа родительского всеобуча / Авт.-сост. Григорьева А.И., Заика Л.В. Тула: ГОУ ДПО «ИПК и ППРО ТО», 2019. 22 с.
Автор: Григорьева Алевтина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, Заика Людмила Владимировна, доцент кафедры психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»

Категория: Интересное в воспитании | Добавил: konechnoya (13.02.2022)
Просмотров: 186 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar