Специалисты отмечают, что вопрос о школьной или учебной мотивации является центральным и актуальным в последние годы. Особую тревогу у классных руководителей вызывают ребята, которые имеют трудности в обучении. В процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми усваиваемые им способы действий, этические ценности, нравственные нормы и идеалы превращаются во внутренние достижения личности. Именно поэтому личностное развитие и коррекция мотивационной сферы должны происходить в процессе коммуникации.
П.Я. Гальперин показал, что процесс формирования умственных действий осуществляется поэтапно и предполагает формирование мотивационной основы действий, составление схемы ориентировочной основы действия. Основными приемами формирования у детей познавательного интереса являются: ситуации занимательности; опыты и эксперименты; познавательные игры; интеллектуальные соревнования; программированные упражнения. Помимо этого, существуют приемы, позволяющие формировать чувство долга и ответственности у детей. Это одобрение со стороны сверстников и взрослых; создание ситуации новизны, актуальности и успеха в учебной деятельности; анализ проблемной ситуации.
Так, например, для формирования учебной мотивации классный руководитель может использовать метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций, который включает специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности; «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности; поисковую деятельность; свободу детей в выборе средств и способов реализации деятельности; общую ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимопонимания; введение значимой для детей мотивационной деятельности.
Задача классного руководителя заключается не только в формировании у детей четкой системы знаний, но и устойчивого интереса и потребности в получении знаний. Для повышения мотивационного фона, способствующего усвоению новых умений и навыков, рекомендуется использовать игровые приемы с элементами соревнования. Такие приемы стимулируют активность и инициативу учеников. Игровые ситуации позволяют корректировать нарушения мотивационной сферы.
Предложите детям составлять задания для одноклассников по пройденному учебному материалу. Исчерпывающие ответы и активность ребенка классный руководитель может поощрять соответствующими наградами «за старание», «за актив¬ность».
Учебно-познавательные мотивы можно формировать, если знания ребенок получает в реальной ситуации. Поэтому занятия должны проходить в интересной и живой форме, чтобы ученики сами хотели что-то запомнить. Для того чтобы положительное отношение к учению со временем не угасало, классный руководитель должен направить усилия на формирование устойчивой мотивации достижения успеха и развитие учебных интересов детей. Известно, что эмоциональная сфера человека тесно связана с мотивами и отражает возможность реализации поставленных целей. Ребенок, достигающий цели, испытывает радость и удовлетворение.
Повышения учебной мотивации можно добиться при помощи создания ситуации новизны, неожиданности. Помимо этого, повышению учебной мотивации способствуют разнообразные познавательные игры, драматизации и театрализованные занятия. Правильно организованная работа у доски также повышает уверенность ребенка, развивает смелость и позитивную мотивацию. Интересная работа у доски приносит ребенку чувство удовлетворения и повышает самооценку. При этом интерес к учебной деятельности подкрепляется выработанными навыками. Одним из методов работы с детьми по повышению мотивации и снижению тревожности является релаксация на классных часах. Это может быть массаж, упражнения на развитие мелкой моторики с использованием лего-технологий, дыхательная гимнастика.
Классный руководитель может использовать в работе сказки. Такой приём, как использование в работе волшебной, прекрасной, завораживающей сказки помогает детям стать успешнее в учёбе. Через сказки дети учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудной ситуации, учатся верить в себя, в силу добра и справедливости.
Для повышения мотивации при обучении детей классный руководитель может использовать специальный инструментарий: сборники слайдов, диски, анимированные картинки - всё это концентрирует внимание детей, облегчает усвоение и запоминание материала, делает занятие наглядным и интересным.
На фронтальных занятиях необходимо использовать интегрированный подход, обеспечивающий смену детской деятельности, что в свою очередь способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. Это предупреждает переутомление и дефицит внимания.
Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активны и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко осуществлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения. Ведущие мотивы при этом - познавательные: желание что-то узнать, найти правильный ответ на поставленную классным руководителем задачу, обменяться впечатлениями; личностные: потребность в признании сверстниками, потребность в оценке самих себя; соревновательные: желание найти более удачное решение данного задания, выполнить его быстрее, рассказать лучше, интереснее по отношению к другим ответам.
Классный руководитель может дать ряд рекомендаций родителям по повышению учебной мотивации у детей, подключив их ресурс к решению данной задачи:
- каждый день интересуйтесь у ребенка о том, как у него дела в школе, какие успехи или трудности. Такие беседы должны стать хорошей семейной привычкой;
- если ребенок испытывает трудности при выполнении задания, стоит ему помочь, но лишь в той части, которая действительно трудна для него;
- родители могут стимулировать познавательный интерес и мотивацию ребенка, посещая с ним интересные места, читая книги;
- нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Стоит лишь сравнивать его с самим собой. Отмечать, чему он научился за последнее время, какие успехи сделал.
- ребенок должен чувствовать, что его принимают таким, какой он есть. Если появились трудности в учебе, не стоит ругать, важно предложить помощь;
- у ребенка должна быть определенная степень свободы в выборе увлечений, хобби или любимых предметов. Если родители все решают за него, познавательный интерес и учебная мотивация не будут успешно сформированными.
Можно утверждать, что мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели обучаемого, формируется определённое отношение детей к занятию и осознаётся ценностная значимость. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособ. для студ. вузов. 2-е изд., стереотип. М., 1999. 320 с.
2. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Просвещение,1980.
3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое ис¬ следование.)^.: Просвещение, 1968. 464 с.
5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб, 2001. 208 с.
6. Винникот Д.В. Разговор с родителями. М., 2005. С. 35-36.
7. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, серия «Мир психологии», 2000. 1008 с.
8. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 2006.
9. Запорожец А.В. Психология. М., 1953. 245 с.
10. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Божович Л.И., Благона- дежина Л.В. М.: Педагогика, 1972.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2002. 320 с.
12. Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология. СПб: Питер, 2000.
Автор: Савельева Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей категории, МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа №52», Ульяновская область
|