СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Социализация - это умение ориентироваться в окружающей жизни, освоение определённых норм, правил поведения, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, это процесс становления личности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого подхода в воспитании и обучении. Они имеют проблемы при общении с окружающими их сверстниками. У таких детей страдает не только интеллект, но и поведение, физическое развитие, эмоциональная сфера, связь с миром. Трудности в освоении окружающего мира приводят к страху, тревожности, растерянности. Часто окружающий мир для обучающихся с ОВЗ кажется пугающим и опасным. Это приводит чаще всего к возникновению разнообразных проблем в поведении.
Социализация обучающихся с ОВЗ - это умение «вписаться» в общество, с одной стороны - приспособиться к актуальным запросам социума, с другой - создать самим условия для роста и развития.
Одним из главных способов формирования и развития социальных навыков детей является воспитательная работа. Воспитание - это непрерывный процесс, но особенно оно проявляется во внеурочной деятельности. Внеурочную деятельность понимаю, как организационные и целенаправленные занятия, направленные на расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей обучающихся. Во внеклассной работе больше внимания, чем на уроках, можно уделить воспитанию и коррекции эмоционально-волевой сферы, нравственному развитию, формированию коллективизма, трудолюбия, ответственности, взаимопомощи, установлению более разносторонних связей с окружающей жизнью.
С сентября 2015 года работаю в МАОУ «Юговская средняя школа» с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Являюсь классным руководителем и учителем 5 «К», где дети обучаются по адаптированной основной образовательной программе 8 вида. Организации образовательного процесса в таком классе должна учитывать ряд особенностей. Состав класса является нестабильным: в течение года поступают обучающиеся, учащиеся окончившие программу 5-го класса переходят в другой класс-комплект. В 2017-2018 учебном году в классе-комплекте обучались 9 учащихся 3-5 классов (по программе 8 вида) и 2 обучались по программе «Особый ребёнок». Это совершенно разные дети, не только по личностным характеристикам, но и по умственному и физическому развитию. Более половины класса из неблагополучных семей, где родители не занимаются воспитание. Многие ребята имеют отклонения в поведении, нарушения эмоционально-волевой сферы, не умеют подчиняться общепринятым нормам и правилам. Поэтому главной целью перед собой ставлю - научить детей жить в социуме, выполнять общепринятые правила, уметь сотрудничать со сверстниками, с учителями.
Считаю, что в основе эффективного процесса, направленного на социализацию детей с ОВЗ, лежит комплексная работа, которая включает в себя воспитательную программу работы с классным коллективом, организацию внеурочной деятельности и работу с родителями.
1. Воспитательная программа «Ступеньки развития класса»
В начале учебного года была проведена социометрия в классе, которая показала, что в классе отсутствуют позитивные лидеры, нет сплоченного коллектива. Выясняя причины, в совместной работе с психологом и социальным педагогом определили, что дети не могут, и не знаю, как общаться в коллективе. Все это легло в основу выбора программы воспитательной работы в классе. Цель программы - создание условий для социализации детей, адаптации к жизни и формирование психо¬логического базиса для полноценного развития личности каждого ребёнка.
Программа развития рассчитана на четыре года обучения. Особенности первого года работы по программе - это обеспечение успешной адаптации учащихся. Во второй год особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков, умению сотрудничать. В третий год работы по программе «Ступеньки развития класса» основной целью является - формирование культуры личности. В четвёртый, заключительный год работы по программе подводятся итоги социализации, нравственной воспитанности, формируется самосознание обучающихся.
Воспитательная работа проводится по направлениям: развитие здорового образа жизни, интеллектуальное развитие, нравственное воспитание, экологическое воспитание, досуг, гражданское воспитание, семья. Каждое направление имеет свои формы работы - беседы, КТД, конкурсы, турниры, соревнования, тематические вик¬торины и т.д.
ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного, любящего свой край и свою Родину, уважающего и принимающего ценности семьи и общества, умеющего жить по правилам, принятым в обществе, а также выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих, умеющего сотрудничать с окружающими людьми. Особое место в воспитательной программе отвожу нравственному воспитанию, так как одной из проблем обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья является неумение выстраивать отношения с одноклассниками и контролировать эмоциональную сферу. Для решения этих проблем провожу занятия по курсу «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо» под редакцией Л.В. Мищенковой.
Основная цель курса - воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий. Курс «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий, знакомящих обучающихся с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье». Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной творческой активности и преодоление недостатков развития личности детей с ОВЗ.
2. Внеурочная деятельность
Как уже отмечалось выше, обучающиеся с ОВЗ, испытывают трудности в социализации, поэтому избегают участия в различных кружках и конкурсах. Поставила перед собой задачу замотивировать всех обучающихся заниматься в кружках. Итогом стало 100% вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность: 4 человека посещали спортивную секцию при Воскресной школе п. Юг, 3 девочки занимались в секции «Гимнастика» в школе, 9 человек ходили на занятия факультатива «Все обо всём», 2 посещали факультатив «Хочу всё знать».
В 2017-2018 учебном году разработала и реализовывала программу факультатива «Всё обо всём» для детей с ОВЗ. Занятия кружка посещали не только учащиеся моего класса, но и обучающиеся из других коррекционных классов. Цель работы кружка - коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии. Для достижения цели были поставлены задачи: развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений; формирование умственного плана действий и речевых функций; развитие произвольности психической деятельности.
Занятия кружка проводились в игровой форме. Игра развивает коммуникативные, познавательные, регулятивные, социальные навыки учащихся.
В 2018-2019 учебном году проводила кружок «Я и мир». Целью кружка «Я и мир» является воспитание элементарных, но научно обоснованных представлений о мире природы, о социальном устройстве общества и социальных явлениях, позитивного отношения к познанию и формирование навыков правильного поведения в природе и социуме.
Анализ Портфолио моих учеников показал, что ни один из них не участвовал ни в одном конкурсе. Поэтому одной из задач, по социализации обучающихся, поставила - участие в конкурсах и в различных школьных мероприятиях. Работу в данном направлении начала с поиска и отбора конкурсов, в которых могли бы принимать участия дети с ОВЗ, так как участие в общих для всех детей конкурсах они были бы заранее обречены на «неудачу». Считаю, что получение положительных эмоций от участия (а еще лучше от победы) в конкурсе это хороший мотив для развития способностей и уверенности в себе, как залога успешной социализации.
Конкурсов сейчас великое множество, но вот бесплатных конкурсов для детей с ОВЗ немного, главным образом дистанционные конкурсы, направленные на проявление различных творческих способностей. (Хочется отметить, что их количество стало увеличиваться).
В таблице приведены различные конкурсы и результаты участия в них обучающихся 5 «К».
Таблица 1. Участие детей в конкурсах

Название конкурса

Уровень

Кол-во

участ­

ников

Результат участия

Конкурс «Новогодний фейерверк»

краевой

1

сертификат

Олимпиада «Пятёрочка»

всероссийский

8

8 сертификатов

Интерактивный конкурс «Новогодний хоровод»

всероссийский

8

6 дипломов, 2 сертифика­та

Конкурс ля учащихся 8 вида

всероссийский

8

диплом 1 степени,

4 диплома 2 степени, 3 диплома 3 степени

Конкурс «Зимние забавы»

всероссийский

10

10 дипломов участников

Конкурс-игра «Русский медвежонок»

всероссийский

3

3 сертификата


В течение 2018-2019учебного года старалась вовлекать учеников моего класса и в различные общешкольные мероприятия. Главное - определить посильное и возможно участие. Так, например, приняли участие в Дне Здоровья, но соревновались лишь в конкурсе на лучшее блюдо, в празднике Осени - в конкурсе поделок «Осенняя композиция», в празднике, посвященному Дню Матери - рисовали плакат- поздравление, в новогодних мероприятиях - в конкурсе «Зимний букет», где заняли 3 место среди учащихся начальных классов. Такое «порционное» участие способ¬ствует постепенной социализации детей в ученическом сообществе школы.
На мой взгляд, эффективность работы по социализации моих учеников, подтверждает и участие ребят в районной спартакиаде среди учащихся с ОВЗ. Участвуя в соревнованиях, они не только показали хорошую физическую подготовку и заняли третье место, но, главное, они проявили сплоченность, взаимопомощь и взаимоподдержку.
3. Работа с родителями
Немаловажное значение для формирования социальных навыков имеет работа с родителями. Первые основные навыки социального поведения дети получают в семье. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из самых сложных категорий родителей. Многие семьи неблагополучные, что накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей.
Проведя первое родительское собрание, выявила проблему: родители не посещают их. Поэтому основной формой работы с родителями стали индивидуальные беседы и консультации. В течение года провела от 2 до 5 встреч с каждым родителем. На таких индивидуальных беседах старалась говорить с родителями не столько об успехах и неудачах ребенка, сколько убеждала их в необходимости участия в школьной жизни родителей.
На данном этапе остается проблема: подключение родителей к совместной деятельности, для проведения классных мероприятий, праздников, но уже радует тот факт, что многие родители начинают интересоваться успехами своего ребёнка, приходят в школу, поддерживают связь с классным руководителем.
Мои педагогические наблюдения и наблюдения других педагогов, работающих в моем классе, показали позитивные изменения при коммуникации детей. К концу года уменьшилось количество конфликтов, дети стали более спокойными, сдержан¬ными, больше общались с друг другом. Социометрия классного коллектива в конце года показала, отсутствие «отверженных» детей, и хотя не выявился явный лидер, можно отметить сформировавшееся ядро класса. Определяя стадию формирования классного коллектива по методике А.Н. Лутошкина, можно сказать, что он является «Мягкой глиной».
В ходе отслеживания результативности работы по социализации детей с ОВЗ в сентябре 2018 года и в мае 2019 года психологом проводилась диагностика моих учеников. Данная диагностика, разработанная профессором М.И. Рожковым, ис¬пользуется для изучения социализированности личности обучающихся. Цель диагностики - выявить уровень социальной адаптированности и нравственной воспитанности обучающихся. Результаты диагностики позволяют сделать вывод, о том, что вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность является эффективным средством социализации детей с ОВЗ.
Надеюсь, что дальнейшая работа в этом направлении с детьми ограниченными возможностями здоровья, укрепит веру в собственные возможности, поможет положительно решить задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, создать предпосылки для социализации к будущей жизни. Опыт работы в данном направлении был представлен на заседании ШМО учителей начальных классов, получил одобрение со стороны коллег.
Автор статьи: Вотинова Полина Ивановна, учитель начальных классов, МАОУ «Юговская средняя школа», Пермский край.

 

Категория: Интересное в воспитании | Добавил: konechnoya (13.01.2024)
Просмотров: 29 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar