УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - ПУТЬ К УСПЕШНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Родители, отдавая ребенка в школу, ожидают, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и сверстниками, и в будущей взрослой жизни. И успешность ученика в данном случае - это не только показатель высоких результатов в обучении, не только хорошие и отличные отметки учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка. Чтобы реализовать себя успешно в жизни, ученики должны не только уметь применять полученные в школе знания, а прежде всего, быть социально-адаптированными и мобильными, осознающими свое «Я» и свое место в мире.
Являясь классным руководителем 10 класса и опираясь на пятилетний опыт работы с классом в средней школе, могу с уверенностью утверждать, что ученическое самоуправление как нельзя лучше предоставляет возможность успешной самореализации ребенка в различных сферах деятельности. Обучающиеся получают возможность самостоятельно планировать и координировать свою деятельность, участвовать в решении вопросов школьной жизни, накопить опыт преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт.
Ученическое самоуправление начинается с эффективной организации самоуправления в классе. Правильная форма организации классного самоуправления помогает осуществлять воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, определить своё место в коллективе.
Структура самоуправления в нашем классе представлена на рисунке 1.
Главным органом самоуправления выступает Совет класса. Главой Совета класса является староста, которому помогают 5 советников. Советник по науке отвечает за учебную деятельность, олимпиады и интеллектуальные конкурсы. Советник по культуре и досугу организует классные и общешкольные КТД. Советник по труду отвечает за дежурство по школе и столовой, работу на субботниках. Советник по спорту организует участие класса в спортивных мероприятиях. Советник по связям с общественностью освещает деятельность класса в гимназической газете «Отцы и дети» и на сайте гимназии.
При реализации нового дела каждый советник формирует из обучающихся класса временную творческую группу и координирует ее работу, причем один обучающийся может быть задействован в разных творческих группах. Данная форма работы кажется мне наиболее эффективной, так как является динамичной и позволяет большинству учащихся класса попробовать себя в абсолютно разных направлениях.


Рис. 1. Структура самоуправления класса

Об эффективности работы временных творческих групп свидетельствует тот факт, что с 5 класса мои обучающиеся достигают успеха, занимая призовые места в абсолютно разноплановых мероприятиях: «Осенняя ярмарка», «Минута славы», «Смотр строя и песни», «Танцующая гимназия», «Битва хоров», «КВН среди старшеклассников». Учащиеся нашего класса принимают участие и в выборах общегимназических органов самоуправления, которые формируют у школьников представление о реальных выборах и позволяют участвовать в школьном самоуправлении. С 6 по 9 класс обучающиеся класса активно участвовали в выборах Премьер-министра и Президента гимназии: проводили предвыборные кампании, в рамках которых осуществляли агитацию в форме листовок и устной пропаганды, участвовали в публичных дебатах между кандидатами с обсуждением их программ. Представляя свои предвыборные кампании, они учились планировать и организовывать свою деятельность, кратко и емко формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения. В 10 классе они продолжают участвовать в управлении гим¬назией в составе Совета дублеров-администраторов.
С пятого класса я вовлекаю обучающихся в волонтерскую деятельность: помощь обучающимся начальной школы, ветеранам ВОВ, организацию концертов в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, участие в городских патриотических акциях. Работа в волонтерском движении помогает обучающимся меняться внутренне и внешне. Чувствуя значимость собственных поступков, подростки обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих. Им проще общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они умеют оказывать положительное влияние на людей, легко занимают лидерские позиции, проявляя в то же время уважение к окружающим. Успешно реализуя себя в работе гимназического волонтерского отряда «ДОЛГ», выстраивая свои отношения с окружающими на основе толерантности и справедливости, дружбы и милосердия, добра и трудолюбия, обучающиеся развиваются как духовно богатые личности, неравнодушные к проблемам нашего общества Таким образом, система ученического самоуправления помогает максимально адаптировать учащихся к условиям современной жизни, которые требуют от них быть социально мобильными, участвовать в различных уровнях самоуправления, предоставляет возможность каждому ученику реализовывать свои интересы, максимально развивать лидерские качества.

Автор статьи: Кобылкина Евгения Ивановна, учитель английского языка, МБОУ Гимназия г. Ливны, Орловская область

Категория: Интересное в воспитании | Добавил: konechnoya (06.07.2024)
Просмотров: 36 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar