ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Важнейшая задача, стоящая перед всеми образовательными организациями - это подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности учащегося и педагога, находящихся в мультикультурном образовательном пространстве современной организации.

В настоящее время в современном обществе отражаются качественные изменения социокультурного пространства, смена общественно-экономической формации и мировоззренческой парадигмы. Процессы глобализации и интеграции различных культур, взаимодействие между различными этносами и народами обуславливает необходимость формирования в социуме согласия и взаимопонимания, толерантного отношения к культурным ценностям, традициям и обычаям представителей иных этнических общностей при одновременном развитии национального и культурного наследия народов, их этнической самобытности.
В Ярославской области в государственном автономном образовательном учреждении «Институте развития образования» на кафедре общей педагогики и психологии реализуется региональный инновационный проект «Мультикультурность: компетентность современного человека».
Целью проекта является создание условий для формирования профессиональных компетенций педагогических работников образовательных организаций Ярославской области в сфере поликультурного образования.
Задачи: разработать и апробировать модели систем поликультурного образования в образовательных организациях различных типов, в муниципальных и региональной системах образования; формировать и развивать механизмы социального партнёрства на межведомственном уровне; разработать методические материалы по организации поликультурного образования для специалистов образовательных организаций (описание образовательных интерактивных технологий с приложениями); создать открытую информационно-образовательную среду для организации социальных опросов, форумов, дискуссий, осуществления профессионально-общественной экспертизы и распространения конструктивного педагогического опыта по поликультурному образованию; разработать программы развития поликультурного образования в образовательных организациях различных типов, в муниципальных и региональной системах образования.
В условиях этнически смешанных классов данная деятельность становится ключевой в работе классного руководителя. Участниками проекта стали городские и сельские школы Ярославской области.
В МОУ СШ №13 города Ярославля (директор Потемина М.П., заместитель директора по ВР Таврова О.А.) ключевой идеей является удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов и подготовка детей к жизни в мультикультурном социуме, а также создание условий для формирования на всех уровнях образования личности, обладающей качествами, отраженными в определении современного национального воспитательного идеала.
Целью воспитательной деятельности в работе классного руководителя является формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры, то есть формирование мультикультурной компетентности обучающихся.
Образовательное учреждение ставит следующие задачи: создать мультикультурную среду как основу взаимодействия личности с элементами других культур и формирование мультикультурной компетентности; создать равные условия для формирования и развития мультикультикультурной компетентности у всех участников образовательного процесса через организацию продуктивного взаимодействия школы, семьи, социальных партнеров в мультикультурной среде; формировать глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа, как условием интеграции в культуры других народов; формировать категории толерантности, терпимости, сочувствия, доброжелательности, альтруизма, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповиданий.
В школе создана и функционирует воспитательная модель мультикультурного образования. Актуальность создаваемой модели мультикультурного воспитания обусловлена ростом открытости социума, интенсивности обмена информацией, стремительным подъёмом религиозного и этнического самосознания народов, про¬живающих на территории России, требованиями к гуманизации процесса образования, которая подразумевает всесторонний учёт влияния на образовательный процесс различных представлений о мире и о месте человека в нём, сформированных в различных социокультурных системах.

С другой стороны отмечается рост насилия, ксенофобии, расизма, антисемитизма, аффектных форм поведения, нарушающих права и свободы личности, возникновение ситуации взаимодействия людей разных культурных общностей, никогда ранее не живших вместе и не имевших опыта адаптации друг к другу, возникающие вследствие миграционных процессов, следовательно на передний план выходит проблема мультикультурного воспитания, в центре которого находится личность, обладающая мультикультурной компетентностью, сформированной на базе трех культур: родной этнической культуры, отечественной и мировой. Эти процессы нашли отражение и в социальном окружении нашей школы.
В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №13» г. Ярославля (далее СШ №13) обучаются дети из семей разного социального статуса, разных национальностей и вероисповеданий. В национальном составе СШ №13 представлены: русские, армяне, езиды, татары, украинцы, этнические немцы, таджики, белорусы, этнические немцы, евреи, азербайджанцы, коми.
При организации выбора родителями третьеклассников модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» проявляется конфессиональная принадлежность родителей. Непрерывно происходящие процессы миграции и довольно большой процент мигрантов, приезжающих на работу в Ярославскую область, зарегистрированы в частном секторе на территории, закрепленной за СШ №13, это обстоятельство делает социум все более мультикультурном. Очевидно, что если у обучающихся школы, являющейся мини-социумом, будет недостаточно сформирована способность к общению с представителями разных национальностей и конфессий, то в дальнейшем у них могут возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека, которые у взрослого человека решить или скорректировать очень сложно.
В основе Федеральных государственных образовательных стандартов лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования определяет требования к выпускнику на каждом уровне образования, отражающие характеристики члена мультикультурного общества. Что находит отражение в содержании основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования СШ №13 (далее ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО).
Мультикультурное воспитание в деятельности классного руководителя, есть система, направленная на нахождение оптимального соотношения между культурным многообразием и социальными связями, направленного на сохранение и развитие всего разнообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в многонациональном и поликонфессиональном обществе.
Мультикультурное воспитание надо рассматривать как часть педагогических усилий, обеспечивающих культурно-социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям.
В основе содержательного компонента мультикультурного воспитания в данной школе лежат:
- взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;
- одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика воспитанника;
 - последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных составляющих мультикультурной компетентности в зависимости от уровня обучения и его направления;
 - творческий характер и динамизм воспитания.
Ключевая роль в этом принадлежит классному руководителю.
В образовательной сфере рекомендуется обеспечить меры по воспитанию культуры межэтнического общения, уважительного отношения к представителям разных народов, популяризации идеи народов России, в первую очередь среди молодёжи и детей, в частности, разработку и внедрение материалов по профилактике межэтнических конфликтов, этнокультурного содержания в образовательный процесс.
Эта деятельность осуществляется классным руководителем и представлена участниками регионального проекта «Мультикультурность: компетентность современного человека».
Список литературы:
1. Медведева С.А. Поликультурное образование и воспитание в современных условиях: Учеб.-методич. пособ. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. 36 с. (Социальное воспитание.)
Автор: Медведева Светлана Александровна, старший преподаватель, ГАУДПО ЯО «Институт развития образования», Ярославская область

Категория: Классный руководитель XXI века | Добавил: konechnoya (07.03.2022)
Просмотров: 119 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar