КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОСТИ: КАКИМ БЫТЬ?

В воспитании всё дело в том, КТО воспитывает. (Д. И. Писарев)
Развитие образования делает все более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образователь¬ного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Современный этап развития института классного руководства связан с изменением деятельности классного руководителя в связи с переходом на новые стандарты образования. Особенностью ФГОС является фундаментальная воспитательная составляющая, которая отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программе воспитания и социализации учащихся и других документах стандарта. Классный руководитель остается главным организатором воспитательной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка.
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания - самоактуализации личности растущего человека. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют: ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Известно, что учителя никогда не снимали с себя ответственности за воспитание обучающихся. Вывод проблем воспитания на государственный уровень сделал этот процесс целенаправленным, значимым, системным. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое ка¬чество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень».
Одним из аспектов подготовки высококвалифицированного педагога является формирование профессиональных компетенций.
Профессиональная компетентность - это комплекс профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности, которыми владеет педагог.
Среди профессиональных компетенций выделяют следующие: личностная компетентность, индивидуальная компетентность, специальная компетентность, социальная компетентность [2, с. 22].
Профессиональная компетентность педагога - основа успешного развития компетенций учащихся.
Компетентный педагог - это специалист, овладевший профессиональными знаниями и умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса.
В документе «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (Приказ от 3 февраля 2006 г. №21) определено, что воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для ребёнка: посредником между обществом и растущей личностью в усвоении основ культуры, выработанной человечеством на протяжении многих столетий; архитектором отношений сотрудничества со всеми субъектами школьного организма; создателем оптимальной развивающейся микросреды и благоприятного морально- психологического климата в классе; координатором совместных действий педагогов, семьи и со¬циума; творцом повседневной жизнедеятельности детей, незаменимым помощником индивидуального развития каждого ребёнка.
Классный руководитель - это педагог, который организует систему отношений между школой и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого обучающегося и осуществляет свою деятельность в единой системе учебно-воспитательной работы школы.
Целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности: система повышения квалификации; аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию; самообразование педагогов; активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей. Отметим важность владения современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; овладения информационно-коммуникационными технологиями; участия в различных конкурсах, исследовательских работах; обобщения и распространения собственного педагогического опыта, создания публикаций.
Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.
Г.М. Коджаспирова характеризует самообразование как «специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации».
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности: знакомство с педагогической и методической литературой; самообразовательная работа над докладом по какой-либо теме; обзор в Интернете информации; посещение семинаров, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения); проведение открытых занятий и их анализ; общение с коллегами в сетевых сообществах; участие в профессиональных конкурсах.
К формам самообразования педагогов относят: индивидуальная форма (самостоятельная работа над повышением профессионального и методического уровня, с этой целью учителя составляют планы самообразования), коллективная форма (активное участие педагогов в методической работе межшкольных методических объединений), обобщение и распространение собственного опыта (статьи, доклады, мастер-класс).
Самостоятельная работа по самообразованию позволит педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал. А это, в свою очередь, будет влиять на результативность педагогической деятельности в целом.
В ГБОУ ДПО НИРО организованы курсы повышения квалификации для классных руководителей по ДПП «Организация воспитательной работы в классном коллективе» и «Организация работы классного руководителя». В рамках курсовой подготовки педагоги рассматривают нормативно-правовые документы по вопросам обучения и воспитания, основные компетенции классного руководителя, актуальные формы и методы работы с обучающимися, родителями, знакомятся с современными технологиями воспитания и методикой их применения, знакомятся с инновационными практиками образовательных учреждений, повышают свой общекультурный уровень, изучают особенности взаимодействия с социумом, партнерами и т.д. Классный руководитель должен иметь представление и методику использования современных технологий воспитания. В чем польза технологий воспитания? Они помогают в решении многих проблем, с которыми может столкнуться педагог в своей деятельности, а также интересны в реализации обучающимся. Актуальными технологиями воспитания являются социальное проектирование, КТД (И.П. Иванова), форсайт-технология (например, «качели времени» С.В. Тетерского), технология педагогической поддержки (О.С. Газмана), кейс-технологии, игровые технологии, технологии диалогового взаимодействия и другие. Педагогами, в период повышения квалификации, разрабатываются методические материалы, которые в последующем внедряются в практике в работе со своими классами. Интересной формой работы является Региональный фестиваль воспитательных практик, который проводится в 2020 году уже четвертый раз. Организаторами Фестиваля является кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО. Фестиваль направлен на выявление, поддержку и распространение эффективного опыта воспитания в образовательных организациях и семье. В решении поставленных задач усилено внимание к объединению субъектов образовательной системы Нижегородской области; выявлены талантливые педагоги и руководители в сфере воспитания и социализации; стимулированы педагоги и руководители к профессиональному росту и творческой самореализации; продолжается решаться задача по распространению передового педагогического опыта; проводится работа по обеспечению готовности педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
Положительный опыт классных руководителей позволяет выявить номинация «Воспитание в классе, творческом объединении, общественном объединении, группе учащихся и студентов (система воспитательной работы в коллективе учащихся, студентов)». Участниками были представлены модели воспитательных практик, методические разработки и видеоматериалы.
Востребованной формой работы стала Творческая мастерская классного руководителя, организованная кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО. В работе мастерской приняли участие классные руководители Нижегородской области. Были рассмотрены вопросы воспитания в рамках реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (на период до 2025 года)».
С целью обобщение, распространение и популяризация педагогического опыта по формированию культуры поведения участников образовательного процесса. Была проведена Межрегиональная интернет-панорама «Культурный марафон», в которой классные руководители делились опытом организации воспитательного процесса (презентация опыта в интернет-пространстве).
В рамках мероприятий, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, был проведен Межрегиональный интернет-форум «Чтобы помнили». В работе форума приняли участие классные руководители, презентовавшие интересный опыт организации работы классных коллективов (социальные проекты, классные часы, квизы, челленджи и т.д.), представлены совместно организованные мероприятия педагогами и детьми, родителями. Все работы мероприятий кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования размещены на странице кафедры на сайте ГБОУ ДПО НИРО и являются банком опыта классных руководителей Нижегородской области.
Список литературы:
1. Вилкова А.В., Ямбаева М.Г. Формирование профессиональных компетенций педагога в образовательной среде // Вопросы педагогики. 2018. №7. С. 27-31.
2. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения // Современные походы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002.
Автор: Ямбаева Марина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования, Боровская Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», Нижегородская область

Категория: Классный руководитель XXI века | Добавил: konechnoya (13.02.2022)
Просмотров: 104 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar