ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ШКОЛЕ. ПАПКА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классное руководство - это не обязанность, это бесконечное творчество.

Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: и правильно учить, и интересно рассказывать, помочь кому-то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.
Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
При введении ФГОС нового поколения изменились цели воспитательного процесса в школе, а соответственно изменились роль и функция классного руководителя. Сегодня мы должны воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врожденные таланты и способности - жизнеспособную личность!
В этих условиях классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.
Успешность социального воспитания учащихся во многом зависит от позиции и деятельности классных руководителей. Современные условия и программа Воспитания и социализации в школе выдвигает к педагогу, работающему с ученическим классом требования определяющие профессиональную позицию и аналогичные положениям «Кодекса учителя» М. Коллинза: «.Твердо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются - это в вере в них. Каждый день собирайте большой урожай успеха учащихся, не позволяйте ни одному из них быть неудачником. Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит учащимся соскользнуть на неуспех.».
Функции классных руководителей в рамках программы Воспитания и социализации можно определить следующим образом:
- функции включения школьников в различные виды деятельности, предусмотренные программой (обеспечение привлекательности предлагаемой деятельности, содействие пробному включению, эмоциональная поддержка «первых шагов», помощь в самоопределении по отношению к вариантам участия в программе);
- организация социального опыта учащихся в жизнедеятельности класса и школы, оказание индивидуальной педагогической помощи при возникновении межличностных конфликтов со сверстниками и педагогами (включение в процесс освоение различных видов деятельности);
- содействие в построении индивидуальных жизненных перспектив, вхождение в социально-профессиональные сообщества.
Главное предназначение классного руководителя - проследить за становлением личности ребенка, входящий в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни.
Систематизировать, оптимизировать деятельность классного руководителя может помочь «Папка классного руководителя», которая была разработана в нашей школе несколько лет назад и успешно функционирует, воплощая разумный, технологичный подход к организации труда. «Папка классного руководителя» была несколько изменена в соответствии с новыми ФГОС, а также адаптирована под современные условия и под критерии рейтинговой оценки функциональных обязанностей классных руководителей.
Содержание папки классного руководителя включает пять разделов.
1. Нормативные основы. Обязанности классного руководителя (составляющие работы по основным направлениям деятельности, должностная инструкция и прочие локальные документы).
2. Работа с классным коллективом.
2.1. Сведения об учащихся (ФИО учащихся, родителей, адрес, телефоны)
2.2. Социальный паспорт класса (регистрационный документ, содержащий сведения об учащихся класса, их социальных отношениях с людьми внутри образовательного учреждения и с социумом).
2.3. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании (ФИ учащегося, Дата рождения, Группа здоровья, Физкультурная группа, Рекомендации, Сведения о питании (завтрак, обед)).
2.4. Результаты диагностических исследований. Для того, чтобы классные руководители могли дать характеристику классного коллектива, определить уровень развития коллектива и проследить за изменениями, в помощь классному руководителю в нашей школе предложена диагностическая программа, которая включает в себя изучение: уровня воспитанности учащихся -1-11 класс; удовлетворенности школьной жизнью - 5-11 класс; эмоционально-психологический климат в классе - 3-11 класс; социометрия: исследование межличностных отношений в группе - 5-11 класс.
2.5. Организация свободного времени учащихся (кружки и секции в школе и за ее пределами, которые посещают учащиеся).
2.6. Соуправление, самоуправление в классе. Название сектора (мэр, учебный, культурно-массовый, спортивно-оздоровительный, трудовой правопорядка), ФИ ответственного, Сфера деятельности, Примечание.
3. Управление воспитательным процессом
3.1. Анализ воспитательной работы за предыдущий год (примерная схема включает пять пунктов):
А: Общая характеристика класса: состав класса, характеристика семей учащихся, состояние межличностных взаимоотношений в классе (деление на микрогруппы - количество, состав, характер взаимоотношений; лидеры - количество, направленность; учащиеся не принимаемые в группе - причина и т.д.), уровень общественной самоорганизации класса.
Б: Степень выполнения задач, стоящих в предыдущем году.
В: Итоги обучения.
Г: Анализ эффективности проводимых в классе внеклассных мероприятий (какие формы и методы использовались в работе, каков воспитательный результат проводимых мероприятий, как, с помощью каких методик оценивалась эффективность, выводы).
Д: Проблемы и перспективы (над чем предстоит работать).
3.2. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя. Формулируются по направлениям работы на основе общешкольного плана по воспитательной работе, анализа за предыдущий учебный год, личных наблюдений, диагностики образовательного процесса, особенностей класса. Здесь же формулируется Цель авторской программы классного руководителя (если классный руководитель работает по разработанной авторской программе), Задачи работы с родителями и Тема самообразования классного руководителя.
3.3. Работа с учащимися, требующими особого внимания - выглядит в виде таблицы, в которой фиксируются: ФИ учащегося, индивидуальные особенности учебной деятельности, характера, занятость, поручения, результат работы.
3.4. Карта учета учащихся во внеурочной деятельности. Заполняется классным руководителем один раз в четверть. Корректно заполненная таблица позволяет педагогу систематизировать сведения о занятости учащихся во внеурочное время, о наиболее популярных для школьников видах внеурочной деятельности, об активности детей в классных, внеклассных и внешкольных делах. В таблице используются цветовые обозначения: зеленый цвет означает позицию организатора дела, желтый - активного участника, красный - зрителя или неактивного участника (пассивного исполнителя). 
3.5. План работы по направлениям деятельности (планируемые мероприятия по месяцам в рамках каждого направления: классный час, мероприятие в классе, общешкольное мероприятие, экскурсии...), включает также циклограммы мероприятий:
- в рамках общеинтеллектуального направления;
- в рамках духовно-нравственного направления;
- в рамках социального направления;
- в рамках спортивно-оздоровительного направления;
- в рамках формирования экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
- в рамках общекультурного направления;
- в рамках авторской программы воспитательной работы;
- с родителями учащихся
3.6. Оперативное планирование (план-сетка воспитательной работы классного руководителя (по неделям на месяц)

Неделя

Кл. часы

Обще­школь­ные ме­роприя­тия

Классные

дела

Индивидуальная работа с учащимися

(ФИ, обсуждаемый вопрос)

Работа с родите­лями (ФИО, форма работы, обсуждаемый вопрос)

 

 

 

 

 

 

4. Работа с родителями
• Состав родительского комитета (ФИО, поручение, тел.)
• Индивидуальная работа с родителями (таблица, данные в которую заносятся в ходе работы по четвертям)
• Протоколы родительских собраний
• Листок учета посещений родительских собраний

ФИ уча­щегося

На учете у учителя

Проведены

беседы

Посещены

семьи

Привлечены к внеклассной деятельности

Привлечены

специалисты

(какие)

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Отчетные и аналитические материалы
6. Приложения (посещение урока, анкета-анализ классного часа, анализ воспитательного мероприятия) На плечи современного классного руководителя ложится тяжкий груз проблем, которые диктует современное общество. И то, каким ребенок будет в будущем, на сколько учащийся будет готов к борьбе с трудностями, зависит, в том числе и от работы классного руководителя. В завершение хочется вспомнить слова немецкого писателя, мыслителя, философа Иоганна Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других, их надо любить. Классный руководитель - это «человек любящий». Именно в этом случае цель будет достигнута. «Все в твоих руках, и именно поэтому их нельзя опускать» - гласит народная мудрость.
Список литературы:
1. Голубева Л.В. Журнал классного руководителя. М.: Учитель, 2014. 109 с.
2. Гуткина Л.Д. Некоторые вопросы организации деятельности классного руководителя // Классный руководитель. 2014. №5. С. 60-64.
3. Михайлова Д.И. Оценка эффективности воспитательной деятельности классного руководи-теля // Классный руководитель. 2016. №3. С. 32-36.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2014. 48 с.
Авторы: Кокина Эльвира Николаевна, заместитель директора, МБОУ г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа №22», Костромская область

Категория: Классный руководитель XXI века | Добавил: konechnoya (07.03.2022)
Просмотров: 125 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar