РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ КЛЮЧЕВЫХ НАВЫКОВ XXI ВЕКА У ШКОЛЬНИКОВ

Одним из важнейших профессиональных навыков педагога является умение учиться самому. Мы видим, как стремительно меняется мир и люди в нем. И нам, чтобы сохранять свои позиции и авторитет, под эти изменения нужно подстраиваться. Осваивать новые технологии и технику, искать новые формы взаимодействия с детьми и родителями. Но какие из новых и модных направлений актуальны и перспективны? Самим в этом разобраться непросто. Сейчас у педагога достаточно много возможностей для дистанционного обучения и повышения квалификации. Направлений в саморазвитии много, а что выбрать для себя? В конце прошлого лета большое впечатление произвела педагогическая онлайн конференция «Тенденции в школьном образовании 2019/2020», организованная ЦРТ «Мега-талант». В одном из выступлений рассказывалось о навыках XXI века. Эта тема очень заинтересовала, захотелось познакомиться с ней подробнее.
Что же говорят об этом специалисты? На Всемирном экономическом форуме в докладе «Новый взгляд на образование» была представлена новая модель, в которой образовательные результаты, способные формироваться на всех этапах обучения, разделены на три типа (таблица 1): базовая грамотность, компетентности и качества характера [2, с. 1]. Центральную часть этой модели занимают компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество). В основе этих компетенций лежат способности и уме¬ния учащихся, которые проявляются как воображение, генерирование идей, построение аргументации, выделение дефицита информации и поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата. [1, с. 1].

Таблица 1. Навыки XXI века

Виды базовой грамотности

Компетенции

Качества характера

Языковая грамотность

Критическое мышление

Любопытство

Числовая грамотность

Креативность

Инициативность

Естественно-научная грамотность

Коммуникация

Настойчивость

ИКТ-грамотность

Кооперация

Адаптивность

Финансовая грамотность

 

Лидерство

Гражданская и культурная грамотность

 

Социальная и культурная осведомленность

Давайте остановимся чуть подробнее на базовых навыках, или, как принято сейчас называть, глобальных компетентностях, освоить которые необходимо каждому современному человеку. Хотелось бы подчеркнуть: чтобы развивать эти компетенции в детях, взрослые тоже должны ими владеть. Ситуация, вызванная распространением в мире короновирусной инфекции, переход практически всей системы образования в дистанционный формат, подтвердили истину, которая уже была заметна многим: обучать и воспитывать так же, как и раньше, уже не получается. Изменившийся цифровой и глобальный мир требует неординарных подходов для решения новых вызовов.
Семья и школа воспитывают ребенка для будущего, которого сами не могут предугадать. Какие качества нужно развивать, чтобы ребенок вырос успешным и состоялся в жизни? Какова роль классного руководителя в развитии этих качеств у детей в нашей сегодняшней школе?
Приведем несколько примеров, опираясь на мнение специалистов, которые занимаются этими вопросами, и собственный опыт работы.
Отбор информации. Необходимо научиться и научить находить информацию, критически ее осмысливать, выделять в ней действительно ценное, достоверное и важное, а недостоверное и второстепенное отсеивать. Задания по поиску информации, например, для классного часа, школьники выполняют, начиная с самого юного возраста.
Нестандартное и гибкое мышление. Креативность, умение находить нестандартные решения, продуктивно решать нерешаемые задачи, находить позитивные моменты в безнадежных ситуациях - качества, безусловно, важные для профессионала и человека будущего. Воспитательная деятельность в этом плане дает больше, чем стандартная учебная. Мы стараемся поощрять в школьниках творческие порывы. Стараемся проводить в классе мероприятия, которые позволяют выделиться креативным подросткам. Например, на праздновании 8 Марта у девочек были конкурсы: нужно было придумать, как можно использовать обычную кастрюлю (в итоге назвали более 40 вариантов) или попросить такой подарок на праздник, чтобы стало понятно, от какой сказочной героини поступила просьба.
Способность понимать смыслы. Обладая минимальным количеством информации, уметь делать верные выводы, прежде всего, в отношении других людей. Здесь важным фактором в развитии этих качеств в ребенке являются доверительные отношения со взрослыми, когда ребенок делится собственными наблюдениями, учится анализировать ситуации и понимать контекст.
Социальный интеллект. Специалисты считают, что социальный интеллект, который рассматривают, как способность разбираться в социальных ситуациях, в будущем может оказаться востребованным более, чем познавательный интеллект. Умение влиять на окружающих людей, понимать их чувства, настроения, могут существенно повышать статус человека в коллективе. Развивается социальный интеллект при выполнении групповой работы. Для развития умений осознанно воздействовать на других людей, подчиняться или руководить, мы проводим игры на выявление лидерских качеств, диспуты. Эффективное развитие социального интеллекта обеспечивает вовлечение школьников в социальные проекты, волонтерское движение.
Способность работать с современными СМИ. Блоги и социальные сети сейчас рассматриваются как полноценные средства массовой информации. Они могут использоваться не только для развлечения, но и для делового общения, поиска информации и т. д. Использование социальных сетей и мессенджеров, для решения воспитательных вопросов способствует формированию этого навыка. Например, пятиклассники при обсуждении возможного посещения кинотеатра сами находят фильмы, подбирают время сеансов и кинотеатр, выясняют, какой фильм хотят посмотреть большинство. Универсальность навыков и мышления. Умение взглянуть на решение задачи не с одной, а с разных сторон, найти общий язык со специалистами разных областей, необходимы любому человеку. Применять свои умения и навыки в комплексе можно научиться в любом грамотно организованном деле. Например, участие в традиционном конкурсе чтецов «Воронеж. Родина. Любовь» включает в себя не только заучивание стихотворения. Поиск костюма и музыкальной композиции для раскрытия образа, подготовка презентации и переживание публичного выступления обеспечивают не только яркое впечатление от участия в конкурсе, но и дают возможность проявить себя всесторонне. Интересными мероприятиями, развивающими универсальность мышления и социальный интеллект, становятся квесты. В такой необычной и яркой форме у нас происходит знакомство с историей родного города, с памятниками Воронежа.
Позитивное мышление важно развивать как фактор, обеспечивающий положительную мотивацию в любой деятельности и как умение контролировать свои эмоции.
Способность вычислять. Здесь подразумевается не умение выполнять арифметические действия, а способность составлять простые и ясные алгоритмы действий, перерабатывая большой объем информации. Для формирования этих навы¬ков также эффективна проектная деятельность, ведь достижение цели складывается из отдельных простых и понятных задач.
Сотрудничество в виртуальном пространстве. Сотрудничество в виртуальном пространстве интернета приобретает все большее значение. Умение его применять для достижения своих целей - важная компетентность. Обучение по Scype, Zoom или с использованием специально разработанных образовательных платформ - наше настоящее. Видимо, в будущем обучение и общение в режиме онлайн будет еще более востребовано. Для решения многих деловых и личных вопросов нужно будет свободно ориентироваться в виртуальном пространстве и разными способами сотрудничать. Сейчас в нашу школьную жизнь ворвались виртуальные экскурсии в музеи, заочные творческие конкурсы. Для небольшого школьного конкурса подростки создали социальный ролик: они дали рекомендации по организации досуга в режиме самоизоляции. У этой работы 5 авторов, они общались между собой только в виртуальном пространстве, но сумели создать качественный продукт. Значит, такую новую для нас форму работы нужно поощрять и поддерживать.
Межкультурная компетентность. Глобализация приводит к тому, что мир становится поликультурным. Каждый человек, в быту или в профессиональной деятельности, может взаимодействовать с представителями разных наций и религий. Недо¬статочная осведомленность об особенностях культуры, резкое неприятие видов творчества, жизненных позиций других людей может нанести непоправимый ущерб репутации. На базе одной из детских библиотек нашего города регулярно проводятся телемосты со школьниками из других городов, в них активно участвуют ученики нашей школы. Каждый телемост-событие для школьников.
Важно находить понимание важности перечисленных направлений воспитательной работы со стороны родителей школьников. Осенью мы проводили тематические родительские собрания и обсуждали наши общие возможности по формированию навыков XXI века у наших детей. Переход на дистанционное обучение очертил массу проблем в образовании и воспитании школьников. И он же доказывает нам необходимость и неотвратимость перемен. По сути, мы сейчас воспитываем де¬тей «вслепую», и глобальные компетенции - единственный реальный ориентир сейчас. Мы считаем, что повседневная работа классного руководителя должна быть направлена на развитие навыков и компетенций, которые помогут выпускнику самому добиваться успехов в любых сферах деятельности.
Список литературы:
1. Пинская М.А., Михайлова А.М., Рыдзе О.А. и др. Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? https://edpolicy.ru/form-and-evaluate.
2. New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning through Technology. World Economic Forum, 2016. URL: https://www.weforum.org/reports/new-vision-for- education-fostering-social-and-emotional-learning-through-technology.
Автор: Рудь Наталья Анатольевна, Антипкина Наталья Павловна, учителя, МБОУ СОШ с УИОП №8, г. Воронеж, Воронежская область

Категория: Классный руководитель XXI века | Добавил: konechnoya (13.02.2022)
Просмотров: 146 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar